Интеллект — сложное интегральное образование, включающее разные познавательныепроцессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи. П. Я. Гальперин
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитиепсихических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализации их во взрослой жизни.
Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности- игре. В процессе игры развиваются функции планирования, умение анализировать результаты, воображение и др. Основная особенность развивающих игр определена их названием. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, замечательна тем, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, требующими перестройки его представлений и познавательной деятельности. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет преобразовать образовательную деятельность: перейти от обычных занятий к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию развивающие игры математического содержания педагогов – новаторов Б. П. Никитина, Дж. Кюизинера и З. Дьенеша, В.В Воскобовича. Опыт их работы был представлен в середине XX века. На сегодняшний день их работы не потеряли актуальности и положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. В процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек и кубиков реальный предмет с помощью творческого воображения.
Работа с детьми строится на следующих принципах:
- Работа в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выгодскому)
- Комплексность занятий (сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников)
- Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;
- Выстраивание заданий в чёткой последовательности (от простого к сложному);
- Предоставление оптимальной помощи с постоянным её сокращением в зависимости от успехов детей;
- Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и взрослыми;
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ “ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА”
Джордж Кюизенер — бельгийский педагог- математик, разработал уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек, их ещё называют цветные числа
Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.
Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число.
Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 — все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых — 5, чёрных — 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Выполняя задания с палочками, дети осваивают:
- Состав числа из единиц, из двух меньших чисел;
- Прямой и обратный счёт;
- Порядковый счёт, понятие «между»
- Знакомятся с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету)
- Осваивают пространственные отношения (слева, справа, короткий, длинный, длиннее, короче; выше, чем; ниже, чем).
- Развивают логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику
Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач.
Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.
Сенсорное развитие.
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые — справа.
- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек.
-Выложи из палочек любых животных.
Формирование элементарных математических представлений.
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)
Примерные задания:
-Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т. д.).
-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.
-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).
-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т. д.).
-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д.
-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол — красную, в левый нижний угол — розовую, в правый нижний — фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
Предметный мир.
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, чтоспособствует усвоению видовых и родовых представлений.
Развитие речи.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
В использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
В построении предложно-падежных конструкций.
В употреблении порядковых и количественных числительных.
В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ “БЛОКИ ДЬЕНЕША”
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.
З. Дьенеш считал, что только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач — это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
У игр и упражнений есть три варианта сложности.
- Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые,
- на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме,
- третий вариант – классификация блоков по трем свойствам.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
Б. П. НИКИТИНА
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.
Игра Сложи узор. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-, двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к мыслительным операциям и умению комбинировать. Самые простые узоры-задания складываются из четырех кубиков, их можно давать малышам начиная с 1—1, 5 лет. Усложнение узоров происходит постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным — очередная ступень в уровне сложности.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Сказочные лабиринты игры» В.В. ВОСКОБОВИЧА
В основе методики В. Воскобовича лежит игра, его игры не просто кадраты, треугольники, шнурочки, а волшебные льдинки и чудо –цветики. Игра всегда познавательна: несёт новое знание, формирует навыки, тренирует память, внимательность, мелкую моторику и т.д. Принцип технологии Воскобовича: интерес-познание – творчество. Развивающие игры Воскобовича характеризуются тем, что содержат готовый игровой замысел, материал и правила. Каждую развивающую игру сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребёнку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. В каждой сказочной области Фиолетового леса есть свои сказочные герои. Сказки — задания и их добрые герои- мудрый Ворон Метр, храбрый малыш ГЕО, умудрённый опытом Паук Юк, забавный Магнолик – сопровождая ребёнка в игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Развивающие игры Воскобовича способствуют:
- Эффективному развитию психических процессов. Постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
- Творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка, создаёт условия для его личностного развития;
- В каждой игре интегрируются все образовательные области, решаются задачи развития ребёнка, но происходит это легко в игровой форме;
В старшей группе «Одуванчик» (воспитатель Михачик Н.В) создан интеллектуально- игровой центр «Фиолетовый лес» населённый персонажами сказок и разнообразными игровыми материалами, который всё время пополняется новыми играми.
Вывод:
Мы можем сделать вывод, что развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, самостоятельнойигровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
- Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
|