Исакина Елена. Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочек

Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочекЧтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом!
А.Франс

Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами различных стран в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Мы стараемся в достаточной мере использовать цветные палочки Кюизенера в своей практической работе с детьми по ознакомлению с основными математическими понятиями и представлениями в процессе разнообразных игр и занятий.
Работу с палочками мы делим на несколько этапов:
1-й этап – знакомство с цветными палочками Кюизенера;
2-й этап – игры, способствующие усвоению эталонов цвета;
3-й этап – изучение понятий «высокий – низкий», «длинный-короткий» и др.;
4-й этап – развитие у дошкольников количественных представлений;
5-й этап – понятие состава числа;
6-й этап – обучение математическим действиям с палочками (сложение, вычитание);
7-й этап – измерение с помощью палочек Кюизенера;
8-й этап – решение логических задач.
На первом этапе главная цель – заинтересовать дошкольников в форме игры цветными палочками. Предлагаем детям рассмотреть, потрогать палочки, разделить их по цвету, длине, посчитать, а также выложить различные фигуры по желанию детей.
Задачи второго этапа – научить детей группировать палочки по цвету, активизировать в речи слова «такая же», «одинаковые по цвету и длине», развивать зрительный глазомер. Проводим с детьми различные игры, способствующие усвоению детьми эталонов цвета: «Строим дорожки», «Ленточки в подарок», «Подбери крышу к домику» и т.д.
На третьем этапе изучаем с детьми понятия о длине, ширине, высоте, учим сравнивать палочки по этим понятиям. Используем с детьми разнообразные игровые задания:
- «Поезд» - каждый ребенок строит поезд, прикрепляет к паровозу вагончики, начиная с самого длинного (короткого);
- «Заборы высокие и низкие» - предлагаем детям построить заборы около домов; обращаем внимание, что на крышах домов – цифры, дети должны подобрать палочки в соответствии с этими цифрами и построить из них заборы;
- «Мосты через реку» - каждый ребенок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки, чтобы их длина перекрывала ширину реки.
Основная цель следующего этапа – развитие у дошкольников количественных представлений. На этом этапе учим детей отбирать палочки нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию педагога. Подводим детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. Предлагаем построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров в соответствии с количеством мест в каждом вагончике. Используя палочки, дети учатся находить ответы практическим путем. Для закрепления порядкового счета используем игру «Путешествие на поезде», в процессе которой задаем детям вопросы: «Каким по порядку стоит голубой вагончик?», «Вагон какого цвета стоит пятым?», «Какого цвета вагон левее желтого?» и другие. Для закрепления понятия отношений между числами натурального ряда используем игровое упражнение «Весы». Дети на одну чашу весов помещают палочки большего размера и сравнивают их с палочками меньшего размера на другой чаше весов. Упражняем детей в умении считать «двойками» (игра «Мы с Тамарой ходим парой»), а также знакомим с понятием «Четные-нечетные числа» (игра Чет-Нечет»).
Одной из важных задач математического развития дошкольников является формирование понятия о составе числа. Большую помощь в этом оказывают палочки Кюизенера. С помощью их закрепляем умение ребенка составлять число из двух меньших чисел. В игре «Посели жильцов в домик» предлагаем детям заселить каждый этаж пустующего домика с цифрой на крыше двумя палочками. В игре «Сплети коврик» предлагаем сплести коврик заданного размера. Коврик считается законченным, если учтены все варианты состава заданного числа. Для закрепления состава числа используем задания: «Какие палочки ты бы использовал, чтобы ответить на вопросы:
- сколько тебе лет?
- сколько пальцев на одной руке?
- сколько ног у курицы?
-сколько дней в неделе? и т.д.
Следующий этап работы – обучение математическим действиям сложения и вычитания чисел. С помощью палочек дети учатся соотносить цвет и число, пользуются арифметическими знаками, учатся находить палочку, в сумме равную двум данным, находят разность чисел, записываю арифметические действия с помощью цифр и математических знаков «плюс», «минус», «равно».
С помощью палочек Кюизенера дети учатся проводить измерения различных предметов. Так в упражнении «Узнай длину коврика» дети измеряют длину ковра шагами и приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число шагов и наоборот. Затем измеряют длину коврика с помощью мерок-палочек и делают выводы: лента, в которой мерка уложилась больше раз, длиннее. При изменении длины разными мерками дети приходят к выводу, что чем меньше мерка, тем меньше число, чем больше мерка, тем больше число, и таким образом находят зависимость между измеряемыми величинами, меркой и результатом, устанавливают логические связи.
Цветные палочки Кюизенера мы используем и для решения логических задач. Например, предлагаем детям составить «Детскую железную дорогу», выполнив следующую инструкцию: «Наш поезд будет состоять из трех вагонов: голубого, желтого и розового. Желтый вагон должен стоять в середине поезда, а розовый должен быть не первым. В какой последовательности должны стоять вагоны нашего поезда?». Так на основе зрительно воспринимаемой информации дети учатся понимать предложенную задачу и решать ее.
Виды детской деятельности, на которых используются палочки Кюизенера, достаточно разнообразны. Мы используем их во время проведения непосредственно образовательной деятельности:
- по математике (состав числа, прямой и обратный чет и т.д.);
- по конструированию (в качестве конструктора для построения плоскостных и объемных фигур, построек и т.д.);
- по аппликации (откладывание требуемой длины бумаги, измерение размеров вырезаемых предметов и т.д.);
- по рисованию (для определения цветовой композиции в той или иной росписи, для составления узоров и т.д.);
- по ознакомлению с художественной литературой (выкладывание «волшебных» дорожек сказочных героев, предметов из прочитанных сказок и т.д.).
Вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности, используем альбомы «Посудная лавка», «На золотом крыльце…», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком».
Таким образом, активное использование цветных палочек Кюизенера способствует успешному формированию математических представлений, развитию внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, дошкольников. Разнообразные игровые задания и упражнения стимулируют интерес к познанию нового, воспитывают волю, усидчивость и целеустремленность будущих первоклассников.

Список использованной литературы

1.    Кузьмина В.А. Открываем мир цветной алгебры с помощью палочек Кюизенера. – Новочебоксарск, 2011.
2.    Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
3.    Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
4.    Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.

Просмотров: 674
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рассолова Любовь Николаевна. Презентация 'Палочки Кюизенера'
  • Андреева Елена Сергеевна. Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
  • Овчинникова Марина Викторовна. «Полет фантазий при игре с палочками Кюизенера у дошкольников».
  • Самигина Гульнара Тагировна. Конспект игры – занятия (конструирование из палочек Кюизенера) для детей 2-3х лет. «Приключение в лесу»
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Методическая разработка «Книжка — пособие для работы с палочками Кюизенера»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра «Волшебные палочки»
  • Васильева Елена Владимировна. «Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
  • Гладченко Анастасия Александровна. Методическая разработка «Радужные палочки»
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Черенкова Валентина Александровна. Конспект занятия по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: 'Число 7 и способы его образования'
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Роговая Галина Дмитриевна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Число «два». Понятие «пара».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Математическое путешествие»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
  • Иванова Ульяна Александровна. Конспект методического пособия: «Дидактические игры со счётными палочками и не только»
  • Павленко Елена Евгеньевна. Конспект занятия по математике в логопедической подготовительной группе «Знакомство со знаками больше, меньше».
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Ольга Никишина. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во 2-ой младшей группе. Тема: «Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна»
  • Кинева Альбина Иосифовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использование палочек Кьюзенера «Путешествие в страну Знаний»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Ким Татьяна Вячеславовна. Методическое объединение: Формирование понятия «Здоровый дошкольник» с помощью интегрирования различной образовательной деятельности.
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь