Методическое объединение: Формирование понятия «Здоровый дошкольник» с помощью интегрирования различной образовательной деятельности.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Подразделение дошкольного образования №2
Подготовила старший воспитатель первой квалификационной категории – Ким Т.В.
Текст к презентации. Слайды:
1-2. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, ребенок знакомится с различными сторонами окружающей действительности: миром людей, природы, предметным миром. В дошкольном возрасте происходит приобщение к национальным традициям, культуре, к общечеловеческим ценностям; закладывается база здоровья.
Скачать: Методическое объединение: Формирование понятия «Здоровый дошкольник» с помощью интегрирования различной образовательной деятельности (презентация)"
3. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования индивидуальности ребёнка. Основная задача дошкольного воспитания заключается в создании благоприятных и комфортных условий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка.
4. Именно так, говорится в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, построенной в соответствии с ФГОС ДО, которую мы в своем педагогическом коллективе, стараемся реализовать в образовательной деятельности.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств личности.
Эта программа раскрывает принцип деятельностного подхода к обучению и развитию дошкольника.
5. Мы, педагоги, работающие с дошкольниками, прекрасно знаем о том, что ребенок познает мир эмоционально — практическим путём. Ребёнок – маленький исследователь, который все время стремится к активной деятельности, и наша задача, как педагогов — не дать этому стремлению угаснуть. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее происходит его развитие, раскрываются его потенциальные возможности.
6. Поэтому согласно ФГОС ДО, воспитательно-образовательный процесс должен строиться на разных видах детской образовательной деятельности, они вам хорошо известны: физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
7-8. Прежде чем перейти к рассмотрению интегрированного подхода в обучении, давайте вспомним психологию маленького ребенка.
Маленький ребенок познает окружающий мир в своем многообразии и единстве. По своей природе, по своей психологической сущности ребёнок «целостен», и чем младше дитя, тем менее дифференцированно его развитие, поэтому обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением материала и знаний на отдельные составляющие (как это было при предметном обучении), а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение образовательных областей. Здесь на помощь педагогам приходит принцип интеграции, который представляет собой альтернативу предметному принципу и имеет свои преимущества перед ним.
9. Прежде чем раскрывать принцип интеграции, давайте разберемся с понятийным аппаратом и вспомним, что в дошкольной педагогике различают три вида занятий с дошкольниками:
- комбинированные
- комплексные
- интегрированные.
Комбинированные занятия – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих между собой логической связи. Так, например, после занятия по рисованию можно провести с детьми подвижную игру.
Комплексные занятия – когда дидактические задачи реализуются средствами разных видов деятельности, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
Так, например, после беседы о ПДД дети могут что-нибудь нарисовать в соответствии с темой беседы.
10. Интегрированные занятия.
«Интеграция» – соединение, взаимопроникновение отдельных элементов внутри одной системы.
Применительно к дошкольной педагогики,
«Интегрированное обучение (занятия)» – это соединение и взаимопроникновение материала (знаний) из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности на равноправной основе. Таким образом, на одном занятии педагоги решают несколько задач из различных разделов программы, а дети параллельно осваивают содержание этих разделов программы.
11. Особенности интегрированного обучения:
- Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, т.е. рассмотреть его с различных сторон, теоретической, практической, прикладной.
- Главная цель интегрированного обучения — не передача знаний в готовом виде, не насыщение ребенка ЗУН, а его развитие: развитие творческих и потенциальных возможностей, развитие психических и интегративных качеств личности.
- Интегрированное обучение способствует развитию коммуникативного навыка, т.к. ребенку необходимо уметь свободно высказать свои мысли, делиться впечатлениями со сверстниками.
- Интегрированный подход позволяет сохранить внимание и работоспособность детей на высоком уровне в течение всего занятия в результате частой смены деятельности, т.е. дети практически не устают, поскольку переключаются на что-то новое.
- Переход от одной деятельности к другой позволяет вовлечь в образовательный процесс каждого ребенка.
- Интегрированный подход базируется на тематическом принципе построения образовательного процесса. Т.Е. содержание учебного материала интегрируется (аккумулируется) вокруг одной определенной темы (разные виды деятельности объединены одной темой).
12. Методика проведения интегрированных занятий:
Методика проведения интегрированных занятий несколько отличается от методики проведения традиционных занятий. Поскольку основная цель интегрированных занятий – развитие ребенка, поэтому основными методами являются такие, как: сравнение, сопоставление, поиск, исследование, экспериментирование, эвристическая беседа;
- проблемные вопросы и ситуации, помогающие ребенку самостоятельно найти правильное решение, сделать открытие;
- поскольку ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, неотъемлемым атрибутом таких занятий являются использование игровых приемов;
- для таких занятий характерна смешанная структура, это позволяет излагать отдельные его части различными способами;
- в подготовке и проведении таких занятий принимают участие не один педагог, привлекаются специалисты. Педагоги доп. образования.
13. Изучаемый материал для таких занятий также тщательно должен отбираться, к нему предъявляются определенные требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- логическая взаимосвязь и взаимообусловленность изучаемого материала из разных разделов программы;
- большая информативная емкость образовательного материала;
- системность и доступность изложения.
14. Принципы взаимодействия с детьми.
В основе принципа интеграции лежит личностно-ориентированный подход к ребенку, который предполагает определенный стиль взаимоотношений взрослого и ребенка. Личностно-ориентированный подход – это прежде всего уважение к маленькому человеку.
- демократичный стиль руководства детским коллективом;
- отсутствие жесткой дисциплины;
- взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию «рядом» — равноправного партнера;
- уважительное отношение к ребенку, к его ответам;
- меньше замечаний, больше похвалы, одобрений;
- зрительный, а если необходимо, и тактильный контакт с ребенком: для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до плеча.
15. Мы постарались комплексно решить эти задачи в одном направлении, используя для этого различные виды детской деятельности, объединенные одной темой, одной проблемой – «здоровье». В проведении данного направления принимает участие несколько педагогов, специалистов ДОУ, родители, что также характерно для интегрированной деятельности.
17. Используемая литература.
|