Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
В настоящее время теоретическим основанием организации работы с одаренными детьми является Рабочая концепция одаренности, которая была издана по приказу Минобразования России в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети».
С переходом на Федеральный государственный стандарт дошкольных образовательных организаций особую актуальность приобретает работа с одаренными детьми, создание условий для выявления вида одаренности, его развития и поддержка в образовательной среде.
Практика работы в детском саду показывает, что в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками чаще делается упор на индивидуальную работу с детьми с особыми образовательными потребностями, а дети с высоким потенциалом не получают должного развития. Поэтому встает вопрос о постановке целенаправленной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Множество авторов и ученых (Лейтес Н.С., Теплова Б.М. и др.) отмечают, что существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная (творческая), организаторская, психомоторная, иначе спортивная.
На примере детей с признаками художественной (творческой) одаренности рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение данной категории дошкольников.
Во-первых необходимо диагностическое обследование и мониторинг развития одаренности в ДОО, во – вторых создавать развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует формированию у ребенка потенциальных творческих и интеллектуальных возможностей, в третьих — взаимодействие всех участников образовательных отношений для понимания способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития дошкольника.
По результатам диагностического обследования формируется банк данных талантливых детей, затем на каждого ребенка с признаками творческой одаренности строится индивидуальный образовательный маршрут, с учетом творческого и интеллектуального потенциала, интереса, способностей и возможностей.
Обучение художественно одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии.
Педагоги развивают творческий потенциал в доступной и интересной деятельности, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они предлагают детям решать творческие задачи, предоставляя нетрадиционные материалы и оборудование, что способствует развитию способностей. Также стимулируют развитие воображения через картотеки познавательных игр: ребусы, логические задачки, игры на внимание, которые всегда доступны детям и они периодически к ним обращаются в группе.
Наряду с высоким творческим потенциалом у ребенка с признаками творческой одаренности повышенная эмоциональная чувствительность, поэтому необходима профилактика и нормализация эмоционального состояния, на групповых занятиях с психологом дети знакомятся с миром эмоций.
Дети дошкольного возраста учатся выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; занятия с элементами психогимнастики, способствует пониманию эмоционального состояния других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.
Осуществляется психолого-педагогическая поддержка родителей воспитанников с признаками художественной одаренности через консультативно-просветительскую деятельность, целью которой расширить представление об особенностях развития и обучения детей.
В группах детского сада разрабатываются педагогами совместно с психологом памятки и рекомендации «Как творчески развивать своего ребенка?», «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка», «Что нужно знать родителям одаренных детей» и т.д.
Привлечение родителей на семинары, мастер-классы получают практическую помощь по развитию творческого потенциала и возможностей ребенка, способах и приемах организации совместной творческой деятельности и взаимопониманию между родителем и ребенком в семье.
Также развитие творческой одаренности происходит через участия детей в областных, всероссийских, муниципальных конкурсах.
Взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка гармоничного его развития, но с прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», потенциальных возможностей и способностей.
Список литературы
- Рабочая концепция одаренности (Министерство образования Р.Ф. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» изд-е второе, М. 2003
- Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.31-38.
- Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С.14-21.
- Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 9. — С.32-35.
|