Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)

Капралова С.Б., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И наше дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В настоящее время проекты классифицируются:

По предметно-содержательной области:

  • монопроект в рамках одной области знаний
  • межпредметный проект на стыке различных областей.

По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.

В практике современных дошкольных учреждений используют следующие виды проектов:

  1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент).
  2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
  3. Игровые проекты — участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
  4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
  5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Как один из вариантов реализации ФГОС в практике нашего ДОУ в образовательном процессе реализуются информационные проекты.

Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • пополнение предметно-пространственной среды;
  • подбор диагностического материала для выявления знаний детей.

II этап — рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.

III этап — практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта.

IV этап — заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно — образовательном процессе ДОУ.

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

  • Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
  • На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.

Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Литература

  1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авторы — составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.
  2. Пьянкова Л.А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения / Л. А. Пьянкова // Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции: материалы Всерос. науч. — практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г. /сост.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, Е. И. Мельник. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67–70.
Просмотров: 743
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Падукова Надежда Владимировна. Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»
  • Завьялова Елена Николаевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НАД ПРОЕКТОМ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА ПЕРИОД 18.03.13 – 29.03.13 УЧ. ГОД
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Савченко Любовь Александровна. Отчет руководителя РМО 'Образовательные проекты в ДОУ'
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Степанова Елена Аркадьевна. Современная технология 'Метод проекта' как способ формирования у дошкольников технологической компетенции
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Валентина Николаевна Хайдукова. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта
  • Царегородцева Татьяна Владимировна Никитина Ирина Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЛЕС — это экосистема, от которой напрямую зависит наша жизнь»
  • Ольга Геннадьевна Колмыкова. Презентация проекта 'Познавая себя, открываю мир'
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь