Степанова Елена Аркадьевна. Современная технология 'Метод проекта' как способ формирования у дошкольников технологической компетенции

Современная технология Метод проекта как способ формирования у дошкольников технологической компетенцииСовременная технология "Метод проекта" как способ формирования у дошкольников технологической компетенции

«Для жизни, деятельности индивида
важно не наличие у него накоплений впрок,
запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного,
а проявление и возможность использовать то, что есть...»

Герман Селевко

На современном этапе, развитие общества связано с внедрением в жизнь различных информационных, производственных, телекомунникационных, образовательных технологий. Эти изменения привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования, работник теперь должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать, принимать быстрое решение в нестандартной ситуации, выполнять творческую работу, овладевать элементами технологической культуры.

 

Изменения, происходящие в обществе, касаются каждого его члена, в том числе и ребенка. Уже в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с компьютером и слышит о компьютерных технологиях, пользуется телефоном и задумывается о способах передачи звука, непроизвольно входит в мир преобразовательной деятельности. Расширяется информационный и предметный мир ребенка, появляется возможность использовать в играх макеты и модели технических объектов, игрушки-самоделки. Дети пытаются усвоить правила этих игр, изучить приложенные инструкции, изготовить необходимый предметный материал. Для этого необходимо уметь преобразовывать информацию, планировать предстоящую деятельность, уметь организовывать свой труд, контролировать и оценивать свою деятельность.

В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей. Данный подход заставляет педагогов разрабатывать и внедрять в свою работу новые педагогические технологии, методики, парциальные программы, отвечающие запросу компетентностно – ориентированного образования.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании является на сегодняшний день приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004 год.)

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.).

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.

Таким образом, цель нашей работы с детьми сформировать технологическую компетентность через «Метод проекта».

В Концепции КОО в Самарской области технологическая компетентность определяется как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Ключевым словом в этом определении является деятельность.

Технологическая компетентность

  1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
  2. Умение планировать этапы своей деятельности.
  3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
  6. Умение использовать способы преобразования.
  7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
  8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
  9. Умение организовать рабочее место.
  10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний (в нашем случае в процессе обучения и воспитания).

И, что самое главное — умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся, новых условиях.

Умения технологические, характеризуются способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Важно, чтобы ребенок по отношению к своей деятельности являлся и объектом и субъектом управления: сам принимал решения, сам планировал этапы своей деятельности и сам контролировал свои действия. (Самый простой пример – встретив на пути яму, ребенок сам принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия).

Если ребенок приобретает указанные умения, он оказывается более приспособленным к жизни, способен адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, командах.

Так в каких же видах деятельности детей дошкольного возраста мы можем формировать эти умения?

Познавательная-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на усвоение знаний и социального опыта (общественно выработанных способов действий с предметами и эталонами), приобретения умений и навыков применять полученные знаний и опыт на практике, то есть развиваться. Основной формой учебно-познавательной деятельности являются занятия.

Трудовая деятельность – это широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Компонентами трудового процесса являются: трудовые навыки, постановка цели, материал и трудовое оборудование, мотивация, планирование работы, набор трудовых действий, достижение результата и его оценка.

Овладеть трудовой деятельностью – это, прежде всего, овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве. Особенностью детского труда является то, что, несмотря на наличие в нём всех структурных компонентов деятельности, они пока ещё находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Каким образом мы можем совершенствовать данные виды деятельности?

Одной из таких технологий является педагогическая технология «Метод проектов». Данная технология уникальна в своем роде, так как в ходе проектной деятельности педагог может работать над формированием всех умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей детей дошкольного возраста.

Метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Рассмотрим подробнее данные критерии, так как критерии технологичности являются обязательными для любой инновационной технологии.

Концептуальность – педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей. Говоря о применении технологии метод проектов в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, мы преследуем актуальную на сегодня цель – формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Данная цель соответствует реальной цели воспитания подрастающего поколения в демократическом обществе.

Системность – технологический процесс включает в себя цели, содержание, методы и формы взаимодействия участников и достигаемы при этом результаты. Технология Метод проектов включает в себя все эти системные компоненты в определенной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса и варьирования средствами и методами с целью повышения уровня сформированности или развития. Все это представлено в технологии Метод проектов. А, говоря о применении данной технологии в условиях дошкольного учреждения – данный критерий очень четко просматривается, так как вся проектная деятельность детей происходит в процессе взаимодействия с педагогом, который «управляет» данным процессом.

Эффективность – понимается как отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Технология Метод проектов является технологией оптимальной по затратам. Использование ресурса людей (воспитатели, узкие специалисты) происходит в рамках их рабочего времени. А творческие продукты, результаты проектной деятельности, выполненные детьми, как правило, требуют минимальных затрат, так как выполняются в основном из подручных материалов.

Воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повтора, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. То есть разработанные в данном детском саду проекты могут быть воспроизведены и в других детских садах другими субъектами – воспитателями.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований.

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Метод проекта – это способ достижения диктуемой цели, через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.

Эффективность и перспективность проектной деятельности

-позволяет интегрировать (по подбору педагога) и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей

-позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира.

- является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной-исследовательской деятельности, что и позволяет предположить, что дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для данного вида деятельности

-способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых при поступлении в школу: социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей, когнитивной, эмоциональной.

Кому от реализации проектов станет лучше?

Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.

Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала. Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Что дает ребенку проектная деятельность?

Во-первых, формирует у детей реальные представления об окружающем, позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок стремится к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем.

Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В настоящее время проекты в ДОО классифицируют по следующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта — индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы методов проектов:

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Подведение итогов

Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов ДОО:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и педагогу т.к. дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным, а чрезмерно назидательным.

Список литературы

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей: методическое пособие / А.Н. Давидчук. М.: Мозаика-Синтез. 2000. 152 с.

Дыбина О.В. К вопросу о компетентностно-ориентировапном образовании детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова. А.Ю. Кузина // Компетентностно-ориентированное образование как условие повышения качества подготовки выпускников СПО: материалы региональной конференции преподавателей и студентов. Тольятти, 2006. С. 23-28.

Дыбина О.В. Ключевые компетенции как результат образования / О.В. Дыбина. Л.А. Пенькова // Повышение качества подготовки специалистов дошкольного воспитания в условиях модернизации образования: материалы регионального семинара / Под ред. О.В. Дыбиной. О.А. Еник. Тольятти: ТГУ. 2004. С. 32-36.

Хуторской А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) / А.В. Хуторской // Институт общего среднего образования: к 60-летию Российской академии образования и 80-летию института. — М„ 2002. — 264 с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 2. — С. 58-64.

Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат образования. Метод проектов в образовательном процессе: дидактическое пособие для обучения педагогов / О.В. Чуракова. — Самара, 2002. — 80 с. (Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии»).

Просмотров: 626
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Кондакова Наталия Алексеевна. «Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь