Вахонина Юлия Витальевна Челябинская область город Магнитогорск МДОУ № 145 Воспитатель
Актуальность проблем экологического воспитания определяется возросшим в последние годы вниманием к введению регионального компонента в этот процесс, что обусловлено повышением требований к педагогу, который должен быть носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. Одна из вариантов решения проблем- использование в профессиональной подготовке педагогов воспитательного потенциала традиций природопользования южного Урала.
Наличие федерального и регионального компонентов в экологическом образовании, по мнению И.Т. Суравегиной, обусловлено глобальным характером экологических проблем, с одной стороны, и своеобразным проявлением в регионе-с другой, а так же целостностью биосферы как среды обитания людей. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.
Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. В настоящее время экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
Добрые чувтсва уходят своим корнями в детство, а «человечность, доброта, ласка, доброжелательноть рождаются в труде, заботах, волненх о красоте окружающего мира». И этому способствует активно внедряемая в практику дошкольных образовательных учреждений г.Магнитогорска региональная программа «Наш дом – Южный Урал (Е. С. Бабунова, Л.В. Градусова).
С введением ФГОС в систему дошкольного образования меняются требования к методам обучения и воспитания дошкольников. Один из интегративных методов-проектый. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Метод проектирования может помочь дошкольникам решать следующие задачи:
- видеть проблему и задавать вопросы
- уметь доказывать
- делать выводы
- высказывать предположения и строить планы их проверки.
Проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям воспитания и образования. Основой проекта служат самостоятельная, исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей. Проектная деятельность представляет собой и форму образовательного пространства и метод, развивающий творческое познавательное мышление дошкольников. Её можно рассматривать и как механизм активного взаимодействия ДОО и родителей, которые становятся участниками образовательного процесса.
Цель: раскрыть образовательные возможности метода проекта в формировании основ экологической культуры у старших дошкольнков..
Объект: процесс формирования экологически осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала.
Предмет: особенности использования методов проектов в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала.
Гипотеза: процесс формирования экологически осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала будет эффективным если использовать метод проектов.
Задачи:
- Изучить состояние проблемы в теории и практике работы современного детского сада.
- Выявить сущность понятия «осознанное отношение детей к природе».
- Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала.
- Разработать и апробировать проект по теме: «Первоцветы Южного Урала».
- Разработать методическую продукцию по теме проекта.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
|