Кацук Тамара Аркадьевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» г. Рославль, Смоленская область.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.
У детей формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей начинает закладываться в семье с раннего возраста и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено образовательной областью «Познавательное развитие» разделом – Ознакомление с миром природы.
Программа выдвигает важные задачи: воспитание у детей любви к родной природе, умения бережно относиться к растениям и животным, а так же сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование у детей представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду — в повседневной жизни и на занятиях. Очень большое значение для детей имеет природное окружение в группе, в детском саду. Это уголок природы в группе, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность общения детей с природой; систематические наблюдения за природными объектами и явлениями, приобщение детей к труду.
В нашем детском саду созданы условия для экологической работы с детьми дошкольного возраста: уголки природы во всех возрастных группах, живые питомцы: рыбки, попугаи, черепахи, морские свинки. Очень большое значение имеет для детей положительный пример в поведении взрослых. Поэтому здесь должно не только учитываться это, но и необходимо для этого достичь полного взаимопонимания в работе с родителями. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому правилу. Сложно объяснить детям, что беречь надо природу, если родители сами этого не делают. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.
Работу с родителями провожу в форме собраний, консультаций, бесед с целью информирования родителей о совместной работе и активного в ней их участия.
Знакомлю родителей с работой группы по экологии, с результатами обучения детей в группе. Использую для этого открытые занятия, викторины, презентации, выставки, информацию в уголке для родителей. На родительских собраниях родителей знакомлю с предметом экологии, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, с уголком природы в группе: с растениями и животными. Родителям рекомендую чаще беседовать, спрашивать детей о том, как живут животные в уголке природы, чем кормим их, как ухаживаем за ними.
В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое проявляется в игре и при восприятии художественных произведений. Очень важно, чтобы художественные произведения, с которым знакомятся дети, были доступны им не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Литература даёт возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Рекомендую для детей произведения таких писателей, как В.Бианки, С.Маршака, М. Пришвина, Е. Чарушина и других. Родителям предлагаю свободно посещать различные мероприятия по экологии в группе и самим принимать активное в них участие.
Так, например, регулярно проводятся тематические выставки рисунков среди родителей и детей по Охране природы. Всё это провожу с целью информирования родителей о работе с детьми по экологии, стимулирования их на активное участие в совместной работе.
Приобщая детей к миру природы, мы взрослые развиваем различные стороны личности ребёнка, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у детей переживания к тяжёлой жизни животных, желание им помочь и т.д.
Чтобы формировать экологическую культуру детям дошкольного возраста, нужно решить, по крайней мере, три задачи:
- Доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;
- Помочь детям понять детям для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечёт за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
- Помочь детям научиться строить своё поведение в природе, на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы опираемся на правила поведения в природе).
Очень помогает при решении этих задач сообщение детям новых, закрепление и обогащение у них имеющихся знаний о природе своего региона, воспитание у детей заботливого отношения к природе своего региона и его обитателям; умение находить взаимосвязи явлений в природе, делать выводы.
И экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, её понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Чувство Родины любого ребёнка связывается с тем местом, где он родился, живёт. И наша задача, которую мы ставим перед собой — углубить это чувство, помочь растущему человечку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Формы и методы работы с детьми использую разнообразные: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия — беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и видео- и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения ( «Цветок», «Медвежата» и др.) В своей работе по экологическому воспитанию больше внимания уделяю углубленно — познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщённых представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности. После ответов детьми на поставленные ними вопросы, мы проводим с ними опыты. Регулярно с детьми провожу постоянные наблюдения за изменениями в природе, наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, мы заносим их в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизируются. Дети видят, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей. Параллельно ведётся и работа с народным календарём. При ознакомлении детей с природой своего края использую темы: «Что знаем о лесе, луге?»,
«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?» и т.д. Свои впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, в поделках из природного материала. Знания, полученные на занятиях, закрепляем в дидактических играх «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты такие грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.
В раскрытии связей природы (живой — неживой, живой-живой, неживая — человек, живая — человек) помогают игры, которые дети придумывают сами. Например, игра «Четвёртый лишний» (белочка, заяц, гриб, ёлочка). Как их объединить? Детям такие игры очень нравиться придумывать. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Чтобы активизировать и закрепить полученные знания, совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально — экологические развлечения праздники, вечера досуга, кукольные театры для малышей на экологические темы ( «Солнце, воздух и вода!», «Люблю берёзку русскую» и другие.)
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию необходимо использовать разные формы и методы в комплекте, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными особенностями детей, характером воспитательно-образовательных задач. Для определения уровня сформированности экологических знаний у дошкольников мною используется диагностика экологических знаний старших дошкольников, основанная по методике О.Соломенниковой.
Анализ результатов диагностики позволил мне сделать выводы:
- На современном этапе проблема формирования экологической культуры детей дошкольного возраста является актуальной.
- Вся проводимая работа по экологии эффективна и даёт положительные результаты.
З) У дошкольников формируется система знаний об экологических проблемах современного мира, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развивается стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего города.
|