Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»

Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»

Кацук Тамара Аркадьевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» г. Рославль, Смоленская область.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

У детей формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей начинает закладываться в семье с раннего возраста и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено образовательной областью «Познавательное развитие» разделом – Ознакомление с миром природы.

Программа выдвигает важные задачи: воспитание у детей любви к родной природе, умения бережно относиться к растениям и животным, а так же сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование у детей представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду — в повседневной жизни и на занятиях. Очень большое значение для детей имеет природное окружение в группе, в детском саду. Это уголок природы в группе, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность общения детей с природой; систематические наблюдения за природными объектами и явлениями, приобщение детей к труду.

В нашем детском саду созданы условия для экологической работы с детьми дошкольного возраста: уголки природы во всех возрастных группах, живые питомцы: рыбки, попугаи, черепахи, морские свинки. Очень большое значение имеет для детей положительный пример в поведении взрослых. Поэтому здесь должно не только учитываться это, но и необходимо для этого достичь полного взаимопонимания в работе с родителями. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому правилу. Сложно объяснить детям, что беречь надо природу, если родители сами этого не делают. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями провожу в форме собраний, консультаций, бесед с целью информирования родителей о совместной работе и активного в ней их участия.

Знакомлю родителей с работой группы по экологии, с результатами обучения детей в группе. Использую для этого открытые занятия, викторины, презентации, выставки, информацию в уголке для родителей. На родительских собраниях родителей знакомлю с предметом экологии, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, с уголком природы в группе: с растениями и животными. Родителям рекомендую чаще беседовать, спрашивать детей о том, как живут животные в уголке природы, чем кормим их, как ухаживаем за ними.

В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое проявляется в игре и при восприятии художественных произведений. Очень важно, чтобы художественные произведения, с которым знакомятся дети, были доступны им не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Литература даёт возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Рекомендую для детей произведения таких писателей, как В.Бианки, С.Маршака, М. Пришвина, Е. Чарушина и других. Родителям предлагаю свободно посещать различные мероприятия по экологии в группе и самим принимать активное в них участие.

Так, например, регулярно проводятся тематические выставки рисунков среди родителей и детей по Охране природы. Всё это провожу с целью информирования родителей о работе с детьми по экологии, стимулирования их на активное участие в совместной работе.

Приобщая детей к миру природы, мы взрослые развиваем различные стороны личности ребёнка, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у детей переживания к тяжёлой жизни животных, желание им помочь и т.д.

Чтобы формировать экологическую культуру детям дошкольного возраста, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

  1. Доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;
  2. Помочь детям понять детям для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечёт за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  3. Помочь детям научиться строить своё поведение в природе, на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы опираемся на правила поведения в природе).

Очень помогает при решении этих задач сообщение детям новых, закрепление и обогащение у них имеющихся знаний о природе своего региона, воспитание у детей заботливого отношения к природе своего региона и его обитателям; умение находить взаимосвязи явлений в природе, делать выводы.

И экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, её понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Чувство Родины любого ребёнка связывается с тем местом, где он родился, живёт. И наша задача, которую мы ставим перед собой — углубить это чувство, помочь растущему человечку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Формы и методы работы с детьми использую разнообразные: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия — беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и видео- и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения ( «Цветок», «Медвежата» и др.) В своей работе по экологическому воспитанию больше внимания уделяю углубленно — познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщённых представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности. После ответов детьми на поставленные ними вопросы, мы проводим с ними опыты. Регулярно с детьми провожу постоянные наблюдения за изменениями в природе, наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, мы заносим их в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизируются. Дети видят, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей. Параллельно ведётся и работа с народным календарём. При ознакомлении детей с природой своего края использую темы: «Что знаем о лесе, луге?»,

«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?» и т.д. Свои впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, в поделках из природного материала. Знания, полученные на занятиях, закрепляем в дидактических играх «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты такие грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.

В раскрытии связей природы (живой — неживой, живой-живой, неживая — человек, живая — человек) помогают игры, которые дети придумывают сами. Например, игра «Четвёртый лишний» (белочка, заяц, гриб, ёлочка). Как их объединить? Детям такие игры очень нравиться придумывать. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Чтобы активизировать и закрепить полученные знания, совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально — экологические развлечения праздники, вечера досуга, кукольные театры для малышей на экологические темы ( «Солнце, воздух и вода!», «Люблю берёзку русскую» и другие.)

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию необходимо использовать разные формы и методы в комплекте, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными особенностями детей, характером воспитательно-образовательных задач. Для определения уровня сформированности экологических знаний у дошкольников мною используется диагностика экологических знаний старших дошкольников, основанная по методике О.Соломенниковой.

Анализ результатов диагностики позволил мне сделать выводы:

  1. На современном этапе проблема формирования экологической культуры детей дошкольного возраста является актуальной.
  2. Вся проводимая работа по экологии эффективна и даёт положительные результаты.

З) У дошкольников формируется система знаний об экологических проблемах современного мира, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развивается стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего города.

Просмотров: 543
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Людмила Симонова. Воспитание любви к природе
  • Ирина Петракова. Консультация для родителей «Наблюдения в природе»
  • Провоторова Елена Юрьевна. Консультация для родителей. «Приобщение детей к природе».
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Никифорова Ольга Алексеевна. Сценарий педагогического совета на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Володькина Ирина Михайловна, Лучина Надежда Александровна. Конспект интегрированного массового развлечения для детей дошкольного возраста «ПОМОЖЕМ МАТУШКЕ ПРИРОДЕ»
  • Дудукина Ирина Геннадьевна. Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли»
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Гилязутдинова Ильсияр Василовна. Методическая разработка 'Перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам безопасности в природе' (Старшая группа)
  • Якимец Светлана Владимировна. Комплексное ООД по экологии в старшей группе 'Роль воды в природе'
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь