Актуальность проблемы
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий дошкольников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Природе нужна наша помощь».
Гипотеза: Если дети узнают больше о загрязнении окружающей среды, о вреде, которая наносится природе отходами жизнедеятельности человека, о влиянии, в дальнейшем, на здоровье всего человечества, возможно, у них появится желание, хотя бы на бытовом уровне себя, своей семьи, детского сада, школы, т.д., бережно относиться к окружающему миру, природе и внимательно относиться к вопросам ее загрязнения.
Скачать конспект
Цель проекта: формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, через проведение цикла мероприятий совместной деятельности родителей и детей
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять знания детей о бытовых отходах.
- Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к природе родного города.
- Развивать умения и навыки работы с природным материалом, исследования природных объектов
- Развивать умение сравнивать и анализировать в процессе наблюдения.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.
Задачи по работе с родителями:
- Формировать детско-родительские отношения в воспитании интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Формировать понимание важности проблемы взаимоотношения человека с природой.
- Повысить уровень экологической культуры родителей
- Привлечь родителей к созданию благоприятной окружающей среды города.
Тип проекта: информационно – исследовательский
Вид проекта: групповой
Масштаб проекта: краткосрочный
Срок реализации: с 12. 11. 2018 по 20. 11. 2018
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Риски проекта:
На достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических фактов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:
- Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути решения: Стимулирование детей и родителей через приглашения, памятки, статьи в родительском уголке.
- Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями.
- Отсутствие руководителя проекта по уважительным причинам.
Пути решения: Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент продолжить работу.
Пути решения: учитывать возможность продления проекта или изменение дат проведения запланированных мероприятий.
Факторы, предопределяющие возможности успеха в реализации проекта:
- Обязательное наличие предметно-развивающей среды «Уголок природы», насыщенной соответствующим материалом.
- Личностный фактор, где от самого педагога зависит, как заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей и родителей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе.
- Использовать в работе с родителями современные технологии (ИКТ, мастерские) для активизации их в участии проекта.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- Дети имеют представление об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха.
- Дети владеют знаниями о бытовых отходах и влиянии их на окружающую среду;
- У детей сформировано понятие о бережном отношении к природе;
У родителей:
- У родителей сформировано представление о необходимых мерах по снижению загрязнения города Вельска.
- Родители владеют информацией о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора.
- Родители проявляют активное участие в создании благоприятной окружающей среды города.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
- Определить темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия игра «Рассортируй мусор», игра «Помоги белочке», игра «Хорошо-плохо»
- Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.
II этап – основной:
- Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к природе /Приложение 1/
III этап – итоговый:
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
Итоговое мероприятие: театрализованное представление «Терем-теремок!»
Заключение
По результатам данного проекта, было отмечено, что данный проект «Природе нужна наша помощь!» проводимый на дошкольниках старшего возраста и их родителях, по организация интересный, содержательный, общественно значимый. В практической деятельности детей и родителей учитывались возрастные особенности, личный практический вклад каждого в дело охраны природы.
Анализ итогов проведённой работы по проекту «Природе нужна помощь!», позволил сделать вывод, что:
- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней
- появился интерес к использованию и утилизации бытовых отходов
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы
- родители владеют основными знаниями в области организации необходимых мер по снижению загрязнения города Вельска.
- родители овладели практическими приёмами в использования бытового мусора (создание игрушек, поделок и т.д.); — стали проявляют активное участие в создании благоприятной окружающей среды города.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление работы по организации мероприятий экологической направленности.
Опираясь на результаты проведенной работы, мы запланировали провести акцию «Чистый город!»
Литература.
- Н.В. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010
- Вострухина Т.Н., Кондыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012
- О.Ф. Горбатенко Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»), Волгоград: Учитель, 2007
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2012
- Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
|