Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой

Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой

Порой говорят, для того, чтобы наблюдать жизнь животных и растений, нужно непременно бывать за городом. Конечно, в поле и в лесу намного больше интересного, но деревья, которые заглядывают в окна, нахохлившиеся воробьи – всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни, пробудим интерес к огромному миру природы, научим общаться с природой, то в будущем это позволит воспитать экологически развитую личность.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем ДОУ осуществляется через весь педагогический процесс: на занятиях, прогулках, трудовой и совместной деятельности, работу с родителями.

Для того чтобы полнее, глубже наблюдать природу с детьми, в детском саду созданы специальные условия: лесная зона – в которой растут характерные деревья, травы, цветы. Оформлены клумбы. Проводятся конкурсы «Лучший участок как уголок природы». С детьми старшей группы провели презентацию участка, дети читали стихи, пели песни, загадывали загадки, рассказывали о растениях.

 

На территории детского сада есть огород с теплицей, фитоогород «Зеленая аптека», где дети знакомятся с лекарственными растениями, их характерными особенностями, целебными свойствами. Огород – это место где дети обучались трудовым действиям и заготавливали корма для обитателей уголка природы.

У детей формируем привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения задания, дружно работать, помогая товарищу, добиваться качественного выполнения дела. При этом стараемся расширить круг представлений детей об уходе за растениями и животными, учим устанавливать связь между правильным уходом за обитателями уголка природы и их развитием.

Одним из условий эффективности данной работы является правильная организация труда. Проводим занятия в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Работая вместе с детьми, ставим им конкретную задачу, намечаем, какой они получат результат, по мере надобности показываем нужные приемы, сообщаем знания, но делаем это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, постепенно объясняем детям и значение ухода для роста растений.

В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место занимает совместный труд детей и взрослых. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке).

Есть в ДОУ и «Зимний сад» где собраны тропические и субтропические растения, около 70 видов. Дети имеют возможность наблюдать за растениями, рыбками, птицами, животными. Посещение Зимнего сада вызывает у детей эмоциональный отклик: восхищение, удивление, желание прийти ещё и ещё раз.

Формируя начала экологической культуры детей при общении с природой, постарались создать экологическую зону в группе из растений, которые обладают фитонцидными свойствами, что немаловажно для здоровья детей. Также в экологической зоне расположили аквариум и материалы для опытно-экспериментальной работы. Создали календарь для наблюдений за погодой, несколько мест для трудовой деятельности.

Именно общение с природой позволяет развить у детей положительное отношение к растениям и живым объектам. Уголок природы играет важную роль, так как его обитатели находятся рядом с детьми. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным образом, через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и на занятиях

На прогулках совместно с детьми проводятся наблюдения за сезонными изменениями в природе, дети учатся различать живую и неживую природу.

Опыты и экспериментальная поисковая деятельность побуждают детей мыслить, делать умозаключения, выводы. Используя опыты, дети узнают, почему изменяются условия среды в разные сезоны года: почему цветы вянут, снег тает, вода превращается в лёд, распускаются листья и т. д.

На занятиях дети осваивают не только не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной активности.

Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

Занятия по природному миру проводятся в игровой форме, к детям обязательно приходят сказочные герои: Старичок Лесовичок, Капелька; дети попадают в страну «Насекоманию» или в Берендеево царство.

Широко используются в работе занятия по развитию речи, на которых составляются описательные рассказы о животных, о природе в разные времена года; проводятся этические беседы. На занятиях по художественно-творческой деятельности дети любуются картинами и репродукциями Шишкина, Саврасова, Левитана, рисуют природу и животных сами.

Ежедневно на прогулках с детьми используется художественное слово, оно помогает наиболее точно отразить впечатления от встречи с природой. В группе сделана подборка художественного слова – это стихи, загадки, пословицы о природе и явлениях природы, произведений художественной литературы, кроссвордов на экологическую тему.

Формирование начал экологической культуры проходит через театрально-игровую деятельность, дидактические игры, содержание которых строится на основе непосредственного общения с природой.

Тесную связь поддерживали и поддерживаем с Зоосадом г. Южно-Сахалинска, совместно проводим тематические дни недели: «День птиц» «Как поздравить землю», проводим праздники и развлечения на экологическую тему.

Экологические знания детей формируются через общение детей с природой в процессе экологических бесед, тематикой которых является воспитание бережного отношения к природе, приобщение к труду в природе.

Любовь, настоящая забота о природе у детей возникает лишь тогда, когда перед ними ежедневный пример отношения к природе взрослых, но если взрослый, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, то пользы от этого не будет.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями.

Поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира, активно привлекаем родителей – совместно проводим выставки поделок из природного и бросового материала, ярмарки: «Дары природы» «У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?» Привлекаем родителей к озеленению территории, и они приносят семена, рассаду цветов.

Большое внимание играет информационный материал для родителей, где они знакомятся со статьями, консультациями. Например: «Растения и здоровье», «Какое место в жизни вашей семьи занимает природа?».

Проводим родительские собрания на тему: «Воздух в вашей квартире», «Путешествие в лес всей семьей» и др.

Используем и такую форму работы как анкетирование «Насколько ваше поведение экологично?». Оформляем фотовыставки, где отражаем работу по экологическому воспитанию детей.

Можно отметить, что дети при непосредственном общении с природой в процессе проведения систематических и эффективных мероприятий, учатся бережнее относиться ко всему живому, осознают, для чего нужна человеку природа и зачем ее надо охранять, получают экологические знания, доступные данному возрасту детей, учатся экологически мыслить.

Просмотров: 656
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Аверина Елена Викторовна. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Яценко Татьяна Станиславовна. Конспект занятия на тему: «Опыты в системе познавательных занятий по ознакомлению детей с неживой природой».
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу в детском саду.
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Елена Головина. Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: «Мы – Друзья природы».
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Степанян Оксана Юрьевна. КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ «ДЕРЕВЬЯ ОКОЛО ДЕТСКОГО САДА»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Мошкова Елена Сергеевна Коняева Юлия Викторовна Маслихина Мария Николаевна. Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»
  • Шмакова Оксана Петровна. КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ КО ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Ольга Витальевна Лушникова. Перспективное планирование по развитию речи детей 2-3 лет в процессе ознакомления с природой
  • Завьялова Юлия Анатольевна. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе На тему: «Жизнь растений»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь