Авторы:
- Мошкова Елена Сергеевна
- Коняева Юлия Викторовна
- Маслихина Мария Николаевна
воспитатели ГБОУ Школа №402 им. Алии Молдагуловой Москва
Режимный процесс: Утренний прием. Дидактическая игра «С какого дерева лист»
Образовательные задачи:
I) закрепить знания детей о деревьях (клен, липа, дуб, береза, рябина, ель, сосна)
II) учить определять и правильно называть с какого дерева листья и семена (плоды); кленовый – крылатки; липовый — орешки; березовый — сережки; рябиновки — ягоды; сосновые — шишки; дубовые – желуди.
Воспитательные задачи:
I) воспитывать бережное отношение к деревьям
Оборудование: большие карточки с изображением деревьев (Дуб, ель, клен, сосна, береза, рябина, липа). Маленькие карточки с изображением листьев и семян.
Содержание:
Ход игры: игра проводится с подгруппой детей и в разных вариантах
- вар. Дети должны подобрать правильно к каждому дереву лис?
- вар. Подобрать к листу дерево
- вар. Исправь ошибку, дети должны правильно разложить листья к деревьям.
Режимный процесс: разгадывание кроссворда
Задачи:
- повторять названия растений
- закрепить умение детей отгадывать загадки
Воспитательные задачи:
- развивать интеллект детей
- воспитывать интерес к кроссвордам, ребусам, загадкам:
Содержание: Схема кроссворда:
Режимный процесс: Занятие. Беседа на тему "Растения осенью"
Образовательные задачи:
- уточнить представления детей об осенних изменениях в природе (постепенно сокращается день, становится холоднее; часто идут холодные, моросящие дожди; дуют холодные ветры; небо серое и хмурое; желтеет трава; отцветают растения; листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, остаются плоды и почки)
- расширять знания о механизме листопада и взаимозависимости между явлениями живой и неживой природы
- расширить знания о механизме отмирания листьев
- закрепить знания детей о том, что существуют хвойные и лиственные деревья. Повторить и закрепить их названия (ель, сосна, лиственница — почему их так называют и относят к хвойным, а не лиственным деревьям)
- закрепить знания детей, чем отличаются кустарники и деревья. Закрепить их названия (ель, сосна, береза, рябина, клен, дуб, липа, сирень, жасмин, облепиха, калина, шиповник)
- дать знания детям, что хвойные деревья тоже сбрасывают и меняют хвою (ель 1:5/л; сосна 1:2/3 г)
- активизировать словарь: крона, листопад, черенок, хвоинки, хвоя, облепиха, жасмин, шиповник, сирень, калина.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природа (растительный мир)
- воспитывать интерес к изменениям, явлениям, происходящим в природе Оборудование:
- схема-модель отмирания листа
- листья, как раздаточный материал (30-32л)
- ветка ели
Ход занятия:
Беседа "Растения осенью" Загадываю загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетали.
Если в огороде овощи убрали,
А у нас на клумба все цветы завяли,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, дети, как зовется?
- По каким признакам ясно, что сейчас осень?
- Какая сегодня погода. Есть ли солнце, какое небо?
- Вспомните долго ли светит солнце в течение дня?
- Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?
- Зачем деревья сбрасывают листья?
Читаю рассказ Г.Р. Граубина "Зачем деревья сбрасывают листья"
Наши лиственные деревья живут очень долго (десятки, сотни лет), а вот листья у них "работают" всего один сезон.
И за это время все равно быстро изнашиваются. У зеленого листа вся поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями — устьицами. Под влиянием температуры и влажности воздуха устьица то открываются, то закрываются, как "форточки".
Вода, которую всасывает из почвы корень дерева, поднимается по стволу и ветками к листьям. Когда устьица открыты — из листьев испарится влага, и новые порции воды вновь подтягиваются через ствол в крону.
И поэтому сорванный с дерева лист быстро засыхает, потому что в него уже не поступает влага. А на дереве листья сочные и свежие — клетки живого листа всегда наполнены водой.
Деревьям нужно очень много воды, а зимой столько влаги из почвы не получить!
- Что такое листопад? Что это за явление?
Итак, первая причина листопада — деревья засушиваются от "зимней засухи"
Кроме того, листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Потому что вместе в водой дерево втягивает из почвы различные минеральные вещества. Излишки этих веществ накапливаются в листьях. А если бы дерево не сбрасывало листья, то оно могло бы отравить себе. Вторая причина: дерево сбрасывает листья в лечебных целях.
Есть еще и третья причина листопада: защитить тонкие хрупкие ветки, дерева от тяжести выпавшего снега.
- Вспомните, какие деревья вы наблюдали во время экскурсии в прошлый четверг?
- У какого дерева самые тонкие ветки?
Представьте себе такую картину: снег выпал, а деревья еще не сбросили листья, и березки, у которых такие тонкие, хрупкие ветки под тяжестью снега согнулись в дугу. Их там придавило снегом, что вершины опустились до земли. А так может случиться с любым деревом.
Прошла зима, а деревья так и остались стоять согнутыми в дугу. Значит, деревья эти стали больными. Движение воды, минеральных веществ и соков, необходимых для жизни дерева, нарушено, и дерево просто засохнет, а значит умрет.
- Так зачем деревья сбрасывают листья?
- Почему начинают падать листья?
- Почему они легко отрываются от ветки?
Рассматриваем механизм отмирания листа, используя схему-модель. Использую листья, как раздаточный материал. Рассматриваем лист. Черенок — место прикрепления листа к дереву.
- На что похожи черенки в месте прикрепления к дереву? (на шляпку гвоздя)
Механизм отмирания листа (показываю и рассказываю)
- Ствол, по которому поступают влага из почвы и веткам и листьям
- Место прикрепления листа к дереву. Это место называется черешком. (Показываю на схему, а детям предлагаю найти на листе)
- В этом месте (между стволом дерева и листом) образуется пробковый слой, который преграждает поступление воды в листья. Лист постепенно отмирает, и достаточно легкого дуновения ветерка для того, чтобы лист оторвался и упал.
- Какие две группы деревьев вы знаете? Деревья бывают хвойные и лиственные.
- Назовите лиственные (хвойные) деревья Показываю ветку ели.
- Как называются листья хвойных деревьев? (хвоинки) Хвоинка – палочки короткие у ели, плотно сидят на ветках. Хвоинки — это тоже листочки, только необычной формы, как палочки.
То, что хвойные деревья никогда не меняют листья — это неправда. Хвойные деревья тоже меняют хвою (ель 1р. в 5 лет, а сосна 1р. в 2-3 года).
Сосны и ели круглый год стоят в зеленом наряде. Они остаются зелеными всю жизнь. Но отдельные хвоинки живут меньше, чем дерево.
Сосна и ель встречают весну тай же, как и лиственные деревья — у них распускаются почки и появляются новые побеги.
Первое время молодые побеги имеют светлую окраску, а потом со временем темнеют.
На следующий год все повторяется. Значит, хвойные деревья тоже меняют свою листву, только хвоинки опадают постепенно, не осе сразу, поэтому не так заметно, как лиственные. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки- (ветки расположены под углом и с них как с горы, сползает скатывается лишний снег)
-Ребята, кто знает лиственницу — это хвойное или лиственное дерево?
- А почему это дерево называют лиственница?
- Чем лиственница отличается от ели и сосен? (она сбрасывает на зиму листву и за это сходство с лиственными деревьями получила свое имя). У хвойных растений семена созревают зимой. Где хранят свои семена хвойные деревья?
- Кроме деревьев, какие еще растения готовятся к зиме? — кустарники
- Чем кустарники — от деревьев отличаются? (строением, несколько стволов, тоньше ветки)
- Назовите несколько кустарников (сирень, калина, малина, шиповник, облепиха)
- А как изменяются травянистые растения? (желтеют, сохнут, вянут) Осенью созревают плоды и семена: на деревьях, кустарниках, травах, в огороде и в саду.
- Почему осень в народе называют "осень — собериха"?
А теперь я вам загадаю загадки:
- Зимой и летом одним цветом (ель, сосна)
- Ты ее узнаешь по простой примете, нет дерева белее на свете (береза)
- Только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Снимет с плеч ее долой.
(дерево)
4. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
(рябина)
5. В золотой клубочек
Спрятался Дубочек
(желудь)
6. Весной одевается, осенью раздевается (лиственный лес)
Режимный процесс: Прогулка Дидактическая игра «Дерево или куст?»
Образовательные задачи:
Цель: — закрепить названия деревьев и кустарников (Деревья: береза, клон, липа, сосна, ель, дуб, рябина. Кустарники: жасмин, облепиха, сирень, калина, шиповник);
- формировать понятие: «дерево», «куст»
Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь»
Образовательные задачи:
Цель: — закрепить умения детей играть командами и внимательно следить за игрой
- закрепить умения детей бегать, разбегаться сильнее, чтобы разорвать цепь
Рисование палкой на земле овощей и фруктов
Образовательные задачи: Цель: — закрепить и повторить с детьми название овощей и фруктов;
- закрепить у детей умение изображать овощи и фрукты:
- закрепить умение различать, что относится к овощам, что к фруктам
Оборудование: мяч
Ход занятия: Ход игры
I вариант
Поочередно кидаю каждому мяч и говорю название дерева или куста, а ребята должны по названию определить дерево это или куста. И кинуть мне обратно мяч со словом: «куст» или «дерево».
П вариант
Наоборот, я говорю слова: «куст» или «дерево», а дети мне называют, т.е. говорят название.
Ход игры: играющие делятся на 2 команды. Встают друг напротив друга.
I команда:
Белый тополь, зеленый тополь,
От нас кто вам лучше?
П команда: отвечает: кто им лучше (называют игрока) Названный игрок бежит и пытается разорвать цепь. Если разорвал, то берет любого игрока в свою команду. Если не разорвал, остается в команде противника, игра заканчивается подсчетом игроков в команде.
Рисую вазу или блюдо, а дети заполняют блюдо овощами, изображая их палочкой, а вазу фруктами. Уточняю, какой формы овощи и фрукты, где их выращивают, в каком виде употребляют з пищу, как называют людей, которые их выращивают.
|