Фрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тема: «Лес. Деревья». Составила и провела учитель-дефектолог I категории Дудорова Ирина Владимировна МУ ПСЦ «Надежда» г. Заречный Пензенская обл. Продолжительность фрагмента НОД – 15 минут. Цель: формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и осязания. Задачи: · коррекционно-образовательные: формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви, листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать притяжательные прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;
· коррекционно-развивающие: вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого); · коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство коллективизма и взаимопомощи. Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги деревьев (берёзы, клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей); физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки). Ход НОД
№
|
Этап; цели
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
I
|
Организационный момент
Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.
Время: 2 минуты
|
Дефектолог привлекает внимание детей к себе.
– Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда попали?
– Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.
Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
Дефектолог держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна. Показываю берёзовый лист и обращаюсь к детям:
– Такой листок, лети ко мне! (Те же слова говорит воспитатель).
Происходит деление детей на подгруппы.
– Саша, с какого дерева твой лист? (с берёзы)
Опрашиваю ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.
– Значит, он какой? (берёзовый)
Спрашиваю ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это притяжательное прилагательное. Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали. На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.
– Кто первый увидел берёзу? (словесное одобрение дефек-тологом ребёнка).
– А где лежат опавшие листья? (на земле)
– Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!
– Ребята, прислушайтесь, кто это шуршит в листве?
Появление персонажа – ёжа (мягкая игрушка), который приглашает детей на прогулку в лес, в который ведёт узкая тропинка.
|
Дети заняты свободной игровой деятельностью.
Ответы детей об осени и её основных признаках: становится холоднее; желтеют, краснеют и опадают листья; начинается листопад и т.д.
Дети произвольно разбирают кленовые и берёзовые листья.
Дошкольники соотносят свой лист с образцом педагога.
Дети отвечают на вопросы дефектолога.
Дети хором проговаривают притяжательное прилагательное «берёзовый».
Дети прикрепляют свои листья с помощью магнитов под дерево (ковёр из листьев).
Ребята принимают приглашение сказочного персонажа.
|
II
|
Основная часть
Цель: получение новых знаний, умений; раз-витие мелкой мотори-ки и осязания.
Время: 11 минут.
|
Ходьба «По узенькой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).
Цель: развитие координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.
Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками.
Ёж:
– Ребята, я хочу показать вам свои рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разрезаны на части! Что же делать?
Д/и «Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)
Цель: развитие целостного восприятия предмета и зрительно-моторной координации.
.Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания.
|
Дети правильно выполняют упражнение в соответствии с образцом взрослого.
Дети встают вокруг стола.
Ребята предлагают свою помощь (собрать целое из частей).
Дети собирают разрезные картинки.
|
Ёж:
– Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?
– Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не замочив ноги! Готовы?
Упражнение «Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).
Цель: развитие равновесия; скоординированных движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением вперёд.
Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие и маленькие) и лежат полоски-образцы.
Ёж:
– А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?
Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу; из 6-ти бусин).
Цель: развитие восприятия, логического мышления; умения находить закономер-ность в чередовании элемен-тов узора и точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.
Дефектолог предлагает выбрать любой образец собирания бус. Наблюдает за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание, подго-товлены дополнительные образцы.
|
Дети отвечают на вопрос.
Воспитанники выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие и скоординировать движения рук и ног при отталкивании и прыжке через гимнастические палки, лежащие на полу.
Ребята отвечают согласием.
Дети внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании элементов узора и собирают нитку бус, состоящую из 6-ти элементов по заданному образцу.
|
Ёж:
– Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники! Спасибо вам! А чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?
Упражнение «След в след» (ползание на четвереньках по следовой дорожке).
Цель: развитие общей мото-рики, скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.
Дефектолог следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со следами.
Следовая дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.
Ёж:
– Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)
– Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?
Дефектолог направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне.
Д/у «Выложи ёлочку из счётных палочек» (по заданной схеме-образцу; приём наложения).
Цель: развитие зрительно-моторной координации при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления; восприятия (см. Приложение 3).
– Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы детей)
Дефектолог слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам (ствол, ветви, листья/иголки).
|
Ответы дошкольников.
Ребята выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координировать движения рук и ног при ползании по следовой дорожке.
Дети предлагают варианты решения этой проблемы и свою помощь (выложить ёлочки с помощью счётных палочек).
Дети отвечают на вопросы дефектолога, опираясь на наглядность.
|
III
|
Итог
Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.
Время: 2 минуты.
|
– Ребята, нам пора в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!
Ёж:
– Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой сюда пришли! До свидания, ребята!
Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке: следовая дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).
– Вот мы и вернулись в свою группу.
– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было трудным?
–Молодцы! Вот какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!
|
Воспитанники последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз.
Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.
|
|