Медведева М.С., учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Пчёлка» комбинированного вида г.Бердска
Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Развитие скоординированной деятельности рук и глаз, способствует всестороннему развитию детей – происходит развитие моторики, пространственного восприятия, положительно действует на формирование речи, подготовку к полноценному обучению навыкам письма.
При несформированной зрительно-моторной координации, страдают и темп, и качество выполнения заданий. У детей наблюдается «волнообразность» движений при ходьбе и беге, чрезмерное напряжение конечностей, нарушение согласованности движений.
Дети, с недостаточно сформированной зрительно-моторной координацией, могут столкнуться с трудностью выполнения одновременно сразу двух действий, когда очень важна согласованность движений – глаз и рук, например, списывание с доски. Это в дальнейшем может привести к менее успешному освоению базовых навыков письма в начальной школе.
Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи – сложный процесс, требующий целенаправленного коррекционного воздействия. Для результативной работы мною было выбрано одно из направлений продуктивной деятельности – техника «Изонить».
Особенность и значение ручного труда, в том, что этот метод способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, развитию внимания. Вышивание – одно из наиболее сложных средств. В данном направлении я с детьми выстраиваю работу, используя технику изонить. Техника изонити – это создание с помощью нитей графических изображений. «Изонить» побуждает детей к творчеству, развивает фантазию, навыки владения иглой, ножницами. У детей воспитывается усидчивость, аккуратность и терпение, развивается абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, мелкую моторику рук и координацию движений глаз и рук.
Вся деятельность выстраивается по принципу «от простого к сложному» и в зависимости от календарно-тематического плана.
На первом этапе дети знакомятся с техникой «Изонити». Учатся отличать лицевую и изнаночную стороны изделия, выполнять узор острого угла и окружности в технике изонити. Далее закрепляют полученные умения, для этого вышивают простые предметы «елочку», «цыпленка».
Когда дети овладеют умением определять стороны изделия и базовые приемы вышивания, приступаем к следующему этапу работы — этапу плоскостного моделирования. В ходе работы дети учатся узнавать и называть использованные приемы вышивания на схеме изделия. Для закрепления пройденного материала, дети создают из углов и окружностей следующие образы: «совы», «лисицы» и другие.
Постепенно, по мере усвоения детьми схем и способов вышивания, переходим на следующий этап, где вводятся новые элементы: дуга и овал. Примерные темы для вышивания: «Перо», «Зайчик».
Далее, продолжая развивать у детей способность плоскостного моделирования, предлагаем самостоятельно разобрать схемы и выполнить следующие изделия: «Парусник», «Рыбка», «Снеговик», «Кошка».
Одно из наиболее интересных, объемных и ярких работ, является изделие посвященное празднику 8 марта. Перед детьми ставится задача вышить героя мультфильма с различными предметами. Дети проявляют все усвоенные умения: анализ схемы, определение всех предстоящих способов вышивания и реализация запланированной работы. Дети вышивали следующие изделия: «Нюша с цветочком», «Ежик с цветочком», «Копатыч с цветочком и в шляпе».
Дальнейшая работа направлена на продолжение развития умений у детей создавать сюжетные композиции, используя разные приемы изонити. На этом этапе создаются следующие образы: «Улитка», «Ракета», «Колокольчик», «Лягушка», «Вертолет».
На протяжении всего коррекционно — развивающего процесса проводилась работа с использованием техники вышивания «Изонить». Последовательно, с постепенным усложнением на разных этапах происходило формирование у детей усидчивости, терпения, внимательности, трудолюбия, развитие мелкой моторики рук и глазомера, пространственной ориентировки, координации движений рук под контролем глаз, что обеспечивает целостное и гармоничное развитие дошкольников с нарушением речи.
|