Автор: учитель- логопед Спильная Елена Валерьевна ГБОУ Школа №922
Цель: Закрепляя знания по теме «Животные жарких и холодных стран», формировать произносительной стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять произнесение гласных звуков А,У, И, О, Ы;
- формировать обобщающие понятия «Животные жарких стран» и «Животные холодных стран»;
- учить слышать и выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно-развивающие:
4. формировать навык согласования числительных и существительных;
5. учить владеть своим голосом;
6. развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, зрительное восприятие, просодическую сторону речи, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук детей;
7. воспитывать навыки организованного поведения.
Оборудование: игрушки животных холодных стран и жарких стран, большая игрушка — мамонтенок, Презентация с пейзажами холодных, жарких стран, моря. Индивидуальные зеркала и наборы гласных символов. Семь «капитошек», один сокс, макет корабля, 7 комплектов морской формы для юнг, предметные картинки, матрешки 3-х размеров, пароходы разных размеров, компьютерная игра, компьютер. Записи несколько кадров из мультфильма: «Мама для мамонтенка», схема маршрута, большая игрушка: большой слон – мама слониха, картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки: УТКА, ОКУНЬ, АИСТ, УДАВ. Интегративная доска, ноутбук.
План занятия.
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Ребята, Куда мы попали?
Дети: На Север.
Учитель-логопед: Посмотрите, кто это? Это мамонтенок. Ой-ой- ой! Он просыпается.
Мамонтенок: Мама! (Мамонтенок обращается ребенку из группы).
Ребенок: Я не твоя мама!
Учитель-логопед: Дети, мамонтенок потерял свою маму. Поможем этому малышу найти маму?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Белый медведь подсказал, что здесь такие животные не живут. Возможно, мама мамонтенка сейчас живет в теплых странах. От нас это далеко, нам нужно отправиться в путешествие через моря и океаны. Не боитесь? (Нет!) Молодцы!
2. Учитель-логопед: Но прежде чем отправиться в путешествие давайте прочитаем, как называются данные сугробы. (сугробы отмечены символами гласных звуков А, О, У, И, Ы)
Дети произносят.
Учитель-логопед: Как называются эти звуки? Почему? В каком домике живут гласные звуки? (В красном домике, так как эти звуки обозначаются красным цветом.)
3. Учитель-логопед: С севера на юг – это длинный путь. Вот наш маршрут (Учитель-логопед показывает). Давайте, проследим глазками слева направо по цветочкам. (Маршрут изображен цветочками.)
4. Логопед: Нам нужно пройти к кораблю по льдинам, и вспомнить гласные звуки, которые мы уже знаем. (Дети проходят по «льдинам» -кочкам и называют гласные звуки.)
5. Учитель-логопед: Мы подошли к кораблю. Давайте сильно подуем на флажок. Попутный ветерок поможет нам быстрее доплыть до места назначения.
6. Упражнения на формирование продолжительного выдоха.
Учитель-логопед: Пройдемте с палубы в уютную каюту. Садитесь за столы. Пока мы плывем на корабле, поучимся с мамонтенком.
7. Артикуляционная гимнастика.
Раздаются индивидуальные зеркала для выполнения упражнения для развития артикуляционной моторики.
8. Покажем, как уточка молчит, Как уточка крякает. Покачаем нашего мамонтенка на качелях. Покормим его из чашечки. Прокатим на лошадке. Надуем шарики для нашего малыша- мамонтенка (имитация руками надувания шарика).
9. Учитель-логопед: помнем капитошки, разомнем пальчики. Поиграем с мамонтенком, чтобы он не грустил, пока мы плывем на юг.
10. Учитель-логопед произносит беззвучно гласные звуки (А, У, И, О, Ы) – дети поднимают соответствующий символ, обозначающий определенный звук.
11. Учитель-логопед показывает символ – дети произносят соответствующий ему звук.
12. Физминутка.
«Ааа-аа!» — солнцу рады мы всегда! Дети поднимают руки вверх,
Слегка разведя их в стороны.
«Уу-уу!» — по дорожке вдаль бегу! Делают руками дорожку вперед.
«Ии-ии!» — вверх по лестнице иди! Поднимают руки вверх, сжав кулачки и выставив указательные пальцы.
«Оо-оо!» — перед нами колесо. Делают руками перед собой круг.
«Ыы-ыы!» — мы сильны, хотя малы. Сжимают кулачки и прижимают
Их к плечам.
8. Под диктовку выкладывать символы гласных звуков.
9. Игра «Споем песенку». По символам повторить гласные звуки.
10. Учитель-логопед: Давайте с мамонтенком посмотрим картинки и постараемся определить, с каких звуков начинаются слова.
Выполнение задания.
11. Упражнение «Где чей пароход?»
В гости к детям приплыли 3 неваляшки. Неваляшки разного размера, и каждая приплыла на своем пароходе (3 парохода разного размера). Угадайте, кто на каком пароходе приплыл. Дети объясняют, на каком пароходе приплыла большая неваляшка. И т.д.
12. Упражнение «Позови свой пароход».
- Как вы думайте, как зовет свой пароход большая неваляшка? (Большая неваляшка зовет свой пароход громко: Ыыы-ыы.)
- Как зовет свой пароход неваляшка поменьше? (Она зовет свой пароход потише: Ыы-ыы.)
- Как зовет свой пароход маленькая неваляшка? (Маленькая неваляшка зовет свой пароход тихо: Ыы-ыы.)
13. Задание для развития зрительного восприятия.
Учитель-логопед: Запомните, как стоят неваляшки. Закройте глаза. (Учитель-логопед переставляет неваляшки местами, а также меняет декорации северного ландшафта — на южный.) Откройте глаза, посмотрите, также стоят неваляшки, как раньше?
14. Учитель-логопед: Земля! Я вижу землю! Готовьтесь к высадке.
(Мы оказываемся на суше.) Смотрите, ребята, как тут красиво,
тепло. Какие животные живут в жарких странах? (Дети перечисляют.)
Учитель-логопед говорит за мамонтенка: Где же моя мамочка?
Учитель-логопед снимает покрывало со слонихи: А вот и мама. Только у нее нет шерсти.
Учитель-логопед за слониху говорит: Сынок! Какой ты лохматый! Иди ко мне скорей.
Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Про мамонтенка», как
мамонтенок держится за хвост мамы, чтобы не потеряться.
Учитель-логопед говорит за слониху: Большое спасибо, вам ребята, за то, что помогли моему малышу найти меня, за это вам эти гостинцы.
|