Период с 1 года до 3 лет характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь.
Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре.
Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому все упражнения, новые или знакомые, проводятся вместе со взрослым и по его показу. Господствующим в обучении младших дошкольников является показ. Причём показ служит не только ориентиром для правильного выполнения, сколько побудителем к действию. П.Лесгафт уделял большое внимание первым имитационным играм ребёнка. Он отмечал, что путём имитации дети самостоятельно воспроизводят виденное в окружающей обстановке. В результате ребёнок приобретает умения распоряжаться своими силами. Показ и имитация оказывают различное воздействие на приобретения навыка.
При показе выделяю производимое действие, показываю способ его осуществления. Всё это помогает ребёнку осознано управлять движениями своего тела.
Цель педагога – улучшить качество выполнения некоторых общеразвивающих упражнений детьми; определить их возможности в умении выделять характерные движения различных животных. В связи с преобладанием тонуса мышц – сгибателей, дети поднимают руки значительно ниже уровня плеч, делают небольшие взмахи, не испытывая при этом особого мышечного напряжения. Для выяснения представлений об амплитуде движений предлагаю детям показать, как летают воробушки, а затем – как вороны. Но разницы в выполнении взмахов руками почти ни у кого из детей не отличалось. Для более точного восприятия направленного движения, на прогулке провожу наблюдения за голубями. Обращаю внимание детей, что движения крыльев у этих птиц медленные. При полёте, голуби хорошо расправляют крылья. Затем дети самостоятельно воспроизводили полёт голубей, подражая птицам. Далее привлекаю внимание детей к полёту вороны, грача. Для тех детей, кто не может правильно выполнить движение, предлагаю рассмотреть бабочку-каталку. Обращаю внимание на то, что у бабочки крылья сразу поднимаются в стороны. Далее уточняю амплитуду движения. После наблюдения за воробьями, дети безошибочно воспроизводят направление взмаха крыльями. Показывая, как летают голуби, вороны, дети старались выпрямлять руки. При этом дети учитывали величину птицы: птица большая – большие крылья, значит, широкие движения, маленькие крылья – короткие. На следующем этапе обращаю внимание детей на то, что у воробьёв крылья маленькие — они машут ими быстро, а у голубя крылья большие и при полёте она медленно поднимает и опускает их. Закрепляю эти знания в подвижных играх, побуждая детей к воспроизведению движений нужной амплитуды и темпа. Большое внимание оказываю интонации, подчёркивания голосом величину птиц.
Усвоив общие положения о соотнесении амплитуды движений с величиной конечности, величины конечности с темпом движения, дети самостоятельно стали ориентироваться в объектах окружающей действительности. В последствие, дети самостоятельно, без предварительного рассмотрения, могли показать, как летит самолёт, стараясь сделать прямые крылья.
Таким образом, младшие дошкольники могут различать амплитуду, темп движения и сознательно их регулировать. Для этого следует шире использовать при наблюдениях подражание окружающим объектам. Введение имитации помогает добиться точного и правильного осуществления двигательного действия, выразительного, эмоционального движения.
|