Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие у детей пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук.
Отбор развивающих задач осуществляется педагогом исходя из современных требований к обучению дошкольников: придания обучению развивающего характера, обеспечения максимальной активности детей в процессе познания, интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога;
Скачать преграмму
Конструирования педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста зрительно-моторной координации в совместной деятельности подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка.
Это, в свою очередь, обеспечивает активизацию мотивационных и волевых процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование готовности к самостоятельной и осознанной учебной деятельности.
Цель: Повысить уровень интеллектуальной готовности детей к школе через организацию углубленной работы по формированию пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук.
Задачи:
- Развивать способность узнавать предметы, сравнивать изображения реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий.
- Различать контурные изображения.
- Выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Формировать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять.
- Развивать звуковую сторону речи, формировать грамматический строй, связную речь.
Для достижения поставленной цели используются следующие средства и методы:
- Организация воспитательно-развивающей среды на основе структуры и системы дидактических принципов «Школа 2100...», «Детский сад 2100..»
- Подведение детей к использованию алгоритмов как средств решения познавательных задач.
- Создание информационной среды различными средствами (беседы, игры, демонстрации, конкретные ситуации и т.д.).
- Применение проектной технологии (планирование деятельности по решению практических задач, реализация проектов).
- Использование элементарного экспериментирования для развития мышления (анализ конкретных ситуаций, умение делать и формулировать простейшие выводы и т.д.).
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цель, задачи и способы их достижения.
В результате проведенной работы ребенок научится ориентироваться в пространстве, а так же на листе бумаги. Развить пространственное мышление. Правильно осуществлять графическую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допущенные графические ошибки.
Дошкольники смогут различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров.
В случае если у ребенка при выполнении заданий на зрительное распознавание не цветных перечеркнутых и наложенных контурных изображений возникнут серьезные трудности, допустима предварительная цветная обводка контуров или раскрашивание рисунков.
При выполнении заданий, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, у детей сформируется зрительно-моторная координация.
В процессе систематической работы навыки, сформированные у детей при выполнении заданий, закрепляются и автоматизируются.
Используемая литература:
- Гимнастика для пальчиков». Косинова Е.М. – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА–ПРЕСС, 2002.
- «Графические диктанты» К. В. Шевелев. Издательство «Ювента» 2006 г.
- Доронова Т.Н. Якобсон. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. — М.: Просвещение, 2003.
- Журналы «Дошкольное воспитание» № 12, 2000 г., №2, 2000 г., №4, 2000 г., №1. 2001 г.
- «Задачки в клеточках» К. В. Шевелев. Издательство «Ювента» 2004 г
- «Игры для организации пианистических движений» И. Сафарова. Екатеринбург 1994 г.
- «Игралочка» Л. Г. Петерсон. Москва 2011г.
- «Игра – забавы в картинках» Бурдина С. В.. Киров, 2007 г.
- «Играем пальчиками и развиваем речь». Цвынтарный В.В. – С–П, 2002.
- «Медведь и ягодка» Т.Боровик. Минск 1996 г.
- «Подготовка дошкольников к обучению письму» С. О. Филиппова.
- «Пальчиковая гимнастика». Узорова О.В., Нефедова Е.А.. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2х частях». О. Б. Иншакова. Издательство Владос, 2003 г.
- «Радость познания» Н. Потапова.
- «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму». Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н.. – М. Издательство «Гном и Д», 2003.
- «Развиваем сенсорику и мелкую моторику». Кигпичникова Н.. – Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2001.
- «Развивающие игры для дошкольников и младших школьников». Гаврина С.Е., Кутявина Н.И., Топоркова И.Г.. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ковалев В.И– М., 1998.
- «Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю.. Рузина М.С.. – СПб., 1997.
- «Тренируем пальчики, развиваем речь!» — 3+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
- «Тренируем пальчики, развиваем речь!» — 4+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
- «Тренируем пальчики, развиваем речь!» — 5+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
- «Тренируем пальчики, развиваем речь!» — 6+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
- «Умные пальчики» Е. Синицына. Издательство «Лист» Москва 1999 г.
- «Учимся писать» Н. В. Новоторцева
- «Штриховка» часть 1, 2 В. Саченко., Москва, 2008 г.
- «365 моделей оригами» Сержантова Т.
Рецензия
на программу дополнительного образования
для дошкольных образовательных учреждений.
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа — развивающая.
Программа предназначена для детей 3-7 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
Данная программа осуществляет дополнительную реализацию технологии по развитию зрительно-моторной координации в комплексе с базовой программой учреждения и направлена на развитие у детей пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. Программа соответствует специфике дополнительного дошкольного образования детей.
Отбор развивающих задач осуществляется автором исходя из современных требований к обучению дошкольников: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в процессе познания, интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога; конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Актуальность программы и новизна определяются ее направленностью на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста зрительно-моторной координации в совместной деятельности, подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цель, задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Тематический план учитывает основные требования к организации воспитательного процесса.
Содержание программы носит практический характер. Выделены основные направления, необходимые для развития зрительно-моторной координации.
Методическое обеспечение программы представляет педагогические, и организационные условия, необходимые для получения воспитательно-развивающего результата. В прилагаемом к программе методическом пособии раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, диагностика результативности совместного образовательного процесса, приведен необходимый дидактический материал, схемы проведения игровых упражнений, что открывает возможность рекомендовать рецензируемую программу в образовательной практике дошкольных учреждений.
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Ивушка»
Воспитатель Химочкина Л.П. г. Минеральные Воды
|