Программу разработали:
воспитатель высшей категории: Алимушкина М. М.,
воспитатель высшей категории: Крыкова И. М,
Москва 2019-2020г.
Пояснительная записка.
Зовется Шахматной страной двухцветная страна, Ведется в ней упорный бой - двухцветная война.
Там обе армии смелы, борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой, тот, кто решительней, умней, А не светлей или темней - Вот там закон какой!
Скачать программу
И.Г. Сухин отмечает, что шахматы — это не только игра, доставляющая детям радость, удовольствие, но и действенное, эффективное средство их
умственного развития.
Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышлению, рассуждению, способствует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.
Программа «Волшебная сила шахматной доски» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением. Программа «Волшебная сила шахматной доски» максимально проста и доступна дошкольникам. Стержневым моментом обучения игры в шахматы становится деятельность ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, различных дидактических игр и заданий, разгадывания загадок, шахматных дидактических игр, создание игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, заучивание стихов, использование приема обыгрывания учебных заданий.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного
средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно
влияет, как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют
память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Данная программа «Волшебная сила шахматной доски» разработана воспитателями Алимушкиной М. М. и Крыковой И. М. на основе программы
Костенюк А. К. «Как научить шахматам» в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989) Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4. 1. 3049-13» утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26
Цель программы – расширение кругозора детей через знакомство с древней игрой «шахматы», что способствует концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи программы:
- Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
- Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
- Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
- Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
- Развивать мыслительные операции.
- Содействовать формированию качеств, необходимых для успешного обучения в школе.
- Воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
- Учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
- Прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Социально-коммуникативное развитие», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
«Речь и речевое развитие», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
«Художественно-эстетическое развитие», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
«Физическое развитие» — проведение физкультминуток, упражнений на формирование навыков у детей ориентировки в пространстве.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом году обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Каждое занятие обеспечивается применением доступных заданий по каждой теме.
Рабочая программа рассчитана на два года обучения, 64 занятия в год, для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия проводятся в период с 1 октября по 31 мая; 2 раза в неделю, во второй половине дня; продолжительность занятия 25- 30 минут по средствам игровых упражнений, тренингов, решений шахматных концовок, задач, соревнований, работы над ошибками.
Планируемые результаты освоения программы первый год обучения:
- имеет представление о шахматной доске
- правильно размещает доску между партнерами
- ориентируется на шахматной доске
- различает и называет шахматные фигуры
- правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией
- умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
- имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы
- умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали
- знает правила хода, взятие каждой фигуры
- владеет основными шахматными терминами
Планируемые результаты освоения программы второй год обучения:
- умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
- умеет делать рокировку
- умеет объявлять шах
- умеет ставить мат
- умеет решать задачи на мат в один ход.
- определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
- владеет основными тактическими приемами
- умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей
- проводит элементарные шахматные комбинации
- решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода
- разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
|