Крыкова И. М, Алимушкина М. М.,. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ» по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ» по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы

Программу разработали:

воспитатель высшей категории: Алимушкина М. М.,

воспитатель высшей категории: Крыкова И. М,

Москва 2019-2020г.

Пояснительная записка.

Зовется Шахматной страной
двухцветная страна,
Ведется в ней упорный бой
- двухцветная война.

Там обе армии смелы,
борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой, тот,
кто решительней, умней,
А не светлей или темней
- Вот там закон какой!

Скачать программу

И.Г. Сухин отмечает, что шахматы — это не только игра, доставляющая детям радость, удовольствие, но и действенное, эффективное средство их

умственного развития.

Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышлению, рассуждению, способствует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

Программа «Волшебная сила шахматной доски» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением. Программа «Волшебная сила шахматной доски» максимально проста и доступна дошкольникам. Стержневым моментом обучения игры в шахматы становится деятельность ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, различных дидактических игр и заданий, разгадывания загадок, шахматных дидактических игр, создание игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, заучивание стихов, использование приема обыгрывания учебных заданий.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного

средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно

влияет, как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют

память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Данная программа «Волшебная сила шахматной доски» разработана воспитателями Алимушкиной М. М. и Крыковой И. М. на основе программы

Костенюк А. К. «Как научить шахматам» в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989) Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4. 1. 3049-13» утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26

Цель программы – расширение кругозора детей через знакомство с древней игрой «шахматы», что способствует концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи программы:

  1. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
  2. Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
  3. Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
  4. Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
  5. Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
  6. Развивать мыслительные операции.
  7. Содействовать формированию качеств, необходимых для успешного обучения в школе.
  8. Воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
  9. Учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
  10. Прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Социально-коммуникативное развитие», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.

«Речь и речевое развитие», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.

«Художественно-эстетическое развитие», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

«Физическое развитие» — проведение физкультминуток, упражнений на формирование навыков у детей ориентировки в пространстве.

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом году обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Каждое занятие обеспечивается применением доступных заданий по каждой теме.

Рабочая программа рассчитана на два года обучения, 64 занятия в год, для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия проводятся в период с 1 октября по 31 мая; 2 раза в неделю, во второй половине дня; продолжительность занятия 25- 30 минут по средствам игровых упражнений, тренингов, решений шахматных концовок, задач, соревнований, работы над ошибками.

Планируемые результаты освоения программы первый год обучения:

  • имеет представление о шахматной доске
  • правильно размещает доску между партнерами
  • ориентируется на шахматной доске
  • различает и называет шахматные фигуры
  • правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией
  • умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
  • имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы
  • умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали
  • знает правила хода, взятие каждой фигуры
  • владеет основными шахматными терминами

Планируемые результаты освоения программы второй год обучения:

  • умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
  • умеет делать рокировку
  • умеет объявлять шах
  • умеет ставить мат
  • умеет решать задачи на мат в один ход.
  • определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
  • владеет основными тактическими приемами
  • умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей
  • проводит элементарные шахматные комбинации
  • решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода
  • разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
Просмотров: 620
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Григорьева Надежда Маркеловна. Конспект итогового занятия кружка по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Буратино в гостях у ребят»
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Нурудинова Мадина Алиевна. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа «Раз словечко, два словечко» как средство коррекционного развивающего обучения детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в условиях Центра Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Ситухина Татьяна Олеговна. «Пескография как средство обучения и развития детей дошкольного возраста»
  • Гафиулина Эльмира Сабитовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Зыкова Екатерина Алексеевна. «Использование дидактических электронных пособий для обучения детей дошкольного возраста».
  • Самойлова Светлана Владимировна. КОНСТРУКТОР LEGO КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Гусева Елена Николаевна. Ребенок не умеет играть……
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Соломина Ольга Александровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИТОГОВОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, I ГОД ОБУЧЕНИЯ)
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Аторкина Алёна Олеговна. Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь