Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»
Нурудинова М.А., воспитатель МАДОУ «Золушка», г.Когалым
Цель: создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
- Выработать навык решать простые шахматные задачи.
Развивающие:
- Упражнять в узнавании шахматных фигур на ощупь и по способу их передвижения по шахматной доске.
- Закрепить понятия «шах» и «мат».
- Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.
- Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.
- Поддерживать интерес к игре в шахматы.
- Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Речевые:
- Активизация: пешка, ладья, ферзь, конь, король, шахматная доска, шах, мат.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, письмо (украшено шахматным фигурами), шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), «волшебный» мешочек», настенная магнитная шахматная доска, шахматные фигуры.
Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу».
Предварительная работа: чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций.
Ход ООД
1 часть: организационный момент, постановка проблемы.
Дети свободно играют.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какое необычное письмо пришло нам в группу. Здесь и адрес записан: детский сад «Золушка», группа №6.
- Что с ним делать?
Дети: Давайте его откроем.
(Открываем и воспитатель читает)
«Дорогие мои юные друзья. Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. У меня в Шахматном королевстве произошло несчастье. А что произошло вы узнаете, если прилетите в Шахматную страну, чтобы помочь нам. Мудрец Шахматной страны.»
В: Вот такое письмо, ребята. Что нам делать? (Нужно отправиться в Шахматную страну).
- Вы готовы совершить путешествие в Шахматную страну, чтобы помочь его жителям?
Дети: Да.
В: Не очень просто попасть в эту страну. Ведь Шахматная страна – это сказочная страна, и никакой самолет туда не полетит.
- Ребята, а на чем вообще можно путешествовать? (Ответы детей: на самолете, на автобусе, на поезде и другие)
- А на чем мы полетим, вы узнаете, если отгадаете загадку:
С теплым воздухом шар
А под ним корзинка
Под ногами земля –
Словно на картинке. (Воздушный шар).
- Ну что ж. приготовились. Чтобы надуть шар, нужно встать в круг лицом друг к другу. Прижмитесь друг к другу и обнимитесь за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3, 4, 5. Полетели! (Появляется слайд на экране – летящий воздушный шар и звучит музыка взлета).
2 часть: практическая
В. Прилетели! (Слайд: Шахматное королевство без жителей. Подходим ближе).
- Смотрите, мы прилетели в Шахматную страну. Только здесь никого нет. Где же все жители? (Появляется слайд: Мудрец).
Звучит аудиозапись голоса Мудреца:
«Добро пожаловать, гости дорогие! Я – мудрец Шахматной страны. У нас произошло несчастье. Злой колдун заколдовал всех шахматных фигур. Они потеряли память и ничего не помнят. Для того чтобы их расколдовать и восстановить порядок, необходимо выполнить несколько заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Вы поможете нам, мои юные друзья?
В: Ну что, ребята, поможем?
Дети: Да.
(Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания).
В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре.
1 задание «Назови фигуру» ( «Чудесный мешочек)
Дети на ощупь определяют и называют попавшую фигуру и находят ее место на доске.
2 задание «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают).
В: Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат.
(Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи).
В: Молодцы.
- Ну вот все фигуры вспомнили, как их зовут и как они ходят.
А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте встанем и превратимся в пешек.
Физкультминутка
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2, 3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.
(И на стулья сесть спешим)
В: Молодцы. Замечательные пешки из вас получились.
Д/и «Кто быстрее соберет фигуры?
Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». (Дети делятся на пары, проходят за столы).
-Молодцы. Все справились. А теперь присаживайтесь на стулья. Продолжим выполнять задания из шахматной шкатулки.
3 задание «Реши шахматную задачу» (задания на двух мольбертах).
А) Что такое шах? Поставь шах королю.
В) Что такое мат? Поставь мат королю.
(Когда ребята справятся с третьим заданием, появляется слайд –шахматный город, населенный фигурами.)
В: Смотрите, ребята. В Шахматной стране появились жители. Значит, вы все правильно сделали, и шахматные фигуры расколдованы!
(Появляется слайд Мудрец. Звучит аудиозапись голоса:
«Спасибо, мои юные шахматисты! Выручили вы нас. Жители Шахматной страны все вспомнили. Прилетайте к нам еще. Будем с вами дружить!»
В: Ну, что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся к нашему шару. Обнимем друг друга за плечи. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – Полетели! (Появляется слайд — воздушный шар)).
Затем слайд – фигуры и доски.
3 часть: рефлексия. Подведение итогов.
- Понравилось вам путешествие в Шахматную страну?
- Что больше всего понравилось?
- Все ребята молодцы.
-Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы? Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы.
|