Нурудинова Мадина Алиевна. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»

Нурудинова М.А., воспитатель МАДОУ «Золушка», г.Когалым

Цель: создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста игры в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
  • Выработать навык решать простые шахматные задачи.

Развивающие:

  • Упражнять в узнавании шахматных фигур на ощупь и по способу их передвижения по шахматной доске.
  • Закрепить понятия «шах» и «мат».
  • Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.
  • Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.
  • Поддерживать интерес к игре в шахматы.
  • Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Речевые:

  • Активизация: пешка, ладья, ферзь, конь, король, шахматная доска, шах, мат.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, письмо (украшено шахматным фигурами), шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), «волшебный» мешочек», настенная магнитная шахматная доска, шахматные фигуры.

Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу».

Предварительная работа: чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций.

Ход ООД

1 часть: организационный момент, постановка проблемы.

Дети свободно играют.

Воспитатель: Смотрите, ребята, какое необычное письмо пришло нам в группу. Здесь и адрес записан: детский сад «Золушка», группа №6.

- Что с ним делать?

Дети: Давайте его откроем.

(Открываем и воспитатель читает)

«Дорогие мои юные друзья. Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. У меня в Шахматном королевстве произошло несчастье. А что произошло вы узнаете, если прилетите в Шахматную страну, чтобы помочь нам. Мудрец Шахматной страны.»

В: Вот такое письмо, ребята. Что нам делать? (Нужно отправиться в Шахматную страну).

- Вы готовы совершить путешествие в Шахматную страну, чтобы помочь его жителям?

Дети: Да.

В: Не очень просто попасть в эту страну. Ведь Шахматная страна – это сказочная страна, и никакой самолет туда не полетит.

- Ребята, а на чем вообще можно путешествовать? (Ответы детей: на самолете, на автобусе, на поезде и другие)

- А на чем мы полетим, вы узнаете, если отгадаете загадку:

С теплым воздухом шар

А под ним корзинка

Под ногами земля –

Словно на картинке. (Воздушный шар).

- Ну что ж. приготовились. Чтобы надуть шар, нужно встать в круг лицом друг к другу. Прижмитесь друг к другу и обнимитесь за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3, 4, 5. Полетели! (Появляется слайд на экране – летящий воздушный шар и звучит музыка взлета).

2 часть: практическая

В. Прилетели! (Слайд: Шахматное королевство без жителей. Подходим ближе).

- Смотрите, мы прилетели в Шахматную страну. Только здесь никого нет. Где же все жители? (Появляется слайд: Мудрец).

Звучит аудиозапись голоса Мудреца:

«Добро пожаловать, гости дорогие! Я – мудрец Шахматной страны. У нас произошло несчастье. Злой колдун заколдовал всех шахматных фигур. Они потеряли память и ничего не помнят. Для того чтобы их расколдовать и восстановить порядок, необходимо выполнить несколько заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Вы поможете нам, мои юные друзья?

В: Ну что, ребята, поможем?

Дети: Да.

(Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания).

В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре.

1 задание «Назови фигуру» ( «Чудесный мешочек)

Дети на ощупь определяют и называют попавшую фигуру и находят ее место на доске.

2 задание «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают).

В: Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат.

(Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи).

В: Молодцы.

- Ну вот все фигуры вспомнили, как их зовут и как они ходят.

А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте встанем и превратимся в пешек.

Физкультминутка

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2, 3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.

(И на стулья сесть спешим)

В: Молодцы. Замечательные пешки из вас получились.

Д/и «Кто быстрее соберет фигуры?

Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». (Дети делятся на пары, проходят за столы).

-Молодцы. Все справились. А теперь присаживайтесь на стулья. Продолжим выполнять задания из шахматной шкатулки.

3 задание «Реши шахматную задачу» (задания на двух мольбертах).

А) Что такое шах? Поставь шах королю.

В) Что такое мат? Поставь мат королю.

(Когда ребята справятся с третьим заданием, появляется слайд –шахматный город, населенный фигурами.)

В: Смотрите, ребята. В Шахматной стране появились жители. Значит, вы все правильно сделали, и шахматные фигуры расколдованы!

(Появляется слайд Мудрец. Звучит аудиозапись голоса:

«Спасибо, мои юные шахматисты! Выручили вы нас. Жители Шахматной страны все вспомнили. Прилетайте к нам еще. Будем с вами дружить!»

В: Ну, что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся к нашему шару. Обнимем друг друга за плечи. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – Полетели! (Появляется слайд — воздушный шар)).

Затем слайд – фигуры и доски.

3 часть: рефлексия. Подведение итогов.

- Понравилось вам путешествие в Шахматную страну?

- Что больше всего понравилось?

- Все ребята молодцы.

-Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы? Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы.

Просмотров: 685
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Крыкова И. М, Алимушкина М. М.,. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ» по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Заварыкина Татьяна Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в младшей группе. Тема: «Лесные жители».
  • Анна Викторовна Юсина. Конспект проведения подвижной игры «Мы веселые ребята» в старшей группе
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Максимова Тамара Витальевна Макарова Ольга Викторовна воспитатель. План — конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация 'Развивающие игры для детей дошкольного возраста 'Давайте поиграем!'
  • Кунтувганова Ралина Аскерхановна. Парад шахматных фигур.
  • Егорова Наталия Виталиевна. Конспект образовательной деятельности. Рисование. Интеграция. Познавательное развитие. Младшая группа. На тему: «Осенние листочки»
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»
  • Титкова Ольга Васильевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности образовательная область «Познавательное развитие» «Путешествие в страну Математики»
  • Наталия Михайловна Понкратова. Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Геометрических фигур»
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'
  • Цвигун Галина Степановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Безопасность» для детей 5-6 лет «Путешествие в страну Светофорию».
  • Григорьева Надежда Маркеловна. Конспект итогового занятия кружка по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Буратино в гостях у ребят»
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Корчагина Юлия Леонидовна. Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ и интерактивной игры «Рукавичка».
  • Корчагина Юлия Леонидовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ и интерактивной игры. «Теремок»
  • Камышенко Г.Ю. Чащина К.М. Гаёва Е.Р.. Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя с детьми подготовительного возраста «Как ребята спасли полянку Гнома»
  • Арапова Роза. Конспект НОД Тема: «Мы смелые ребята»
  • Шулыкина Ольга Михайловна. Досуг по ПДД в младшей группе «Ребята, Зай и Чик».
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий летнего спортивно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Мы веселые ребята!»
  • Ратова Наталья Николаевна. Конспект досуга по ПДД в подготовительной группе. Тема: «На улице – не в комнате. О том ребята помните»
  • Бабенко Анжелика Викторовна . Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Шибалова Вера Дмитриевна. Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» средняя группа «Путешествие по следам осени»
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Сайфутдинова Наталья Геннадьевна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ПО ПРОЕКТУ: «ЛОВКИЕ РЕБЯТА, ИГРИВЫЕ ДЕВЧАТА!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь