Составила: Воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад №1» города Стерлитамак Григорьева Надежда Маркеловна
Цель:
- повторение пройденного материала.
Задачи:
- Выявить и уточнить знания полученные на занятиях: «шахматное поле», «шахматные линии» (вертикаль, горизонталь, диагональ), центр, партнеры, начальное положение, названия фигур, правила ходьбы; умения ориентироваться на шахматной доске.
- Развивать речь, внимание, память.
- Воспитывать интерес к игре, желание изучить правила.
Оборудования: Демонстрационная магнитная доска с фигурами, чудесный мешочек, карточки для проигрывания, шахматные доски, жёлтые кружочки.
Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.
Приём обучения: игровой.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент — приход Буратино.
-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я узнал, что в вашем детском саду дети учатся играть в шахматы! Это правда?
Я мечтаю научиться играть в шахматы!!! Можно мне присутствовать на нашем занятии? (ответы детей)
Воспитатель: «Но Буратино! В шахматной игре существует «Шахматный этикет»!»
Это очень важное правило шахматистов! Ребята, давайте в первую очередь познакомим с этикетом нашего гостя — Буратино!
Итак, важный ритуал — это рукопожатие!
Буратино: Это я умею! Привет!!! (громко кричит)
Воспитатель: Нет! Это не правильно!
Ребята, кто расскажет, как правильно выполняется этот ритуал?
Ответы детей.
- Делается это молча, здороваться вслух не принято.
Перед началом шахматной партии в шахматах принято обменяться рукопожатием. Это приветствие и знак взаимного уважения.
После партии также принято рукопожатие. Проигравший протягивает руку первым, поздравляя соперника с победой.
В случае ничьей – также жмем руку.
Во время рукопожатия рекомендуется смотреть в глаза партнеру.
Сейчас мы тебе покажем, как правильно нужно пожать друг другу руку.
Игра «Приветствие!» — Дети по сигналу бубна хаотично двигаются по комнате и, по хлопку по бубну здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются – рукопожатием.
Молчание – золото
В шахматы играют молча.
Категорически недопустимо мешать думать: комментировать ходы соперника, подсказки другим игрокам.
Допустимо нарушить тишину в исключительных случаях.
Например, когда требуется пригласить судью. В этом случае допускается позвать громко:
«Товарищ судья!», «Господин судья!», или просто «Судья!»
«Взялся — ходи!»
Если ты дотронулся до шахматной фигуры, ход должен быть сделан этой фигурой и никакой другой.
Если ты хочешь поправить фигуру, тогда надо сказать вслух: «Поправляю!».
Нельзя «перехаживать»
Ход в шахматах действие ответственное и необратимое.
Ход сделан тогда, когда игрок отпустил руку от фигуры
При падении фигур во время хода.
Поправлять позицию должен тот игрок, кто уронил фигуры.
Итак, Буратино!!! Мы тебя научим играть в шахматы, усаживайся и слушай внимательно!!! И помни — «Молчание –золото!»
А мы, ребята покажем Буратино, чему мы научились!
2. Игра «Кто внимательный»
Вопросы детям:
-Что это такое? (шахматная доска)
-Как называются эти клетки? (чёрные и белые поля)
-Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске? (поочередно, белые и черные чередуются)
-А каких полей больше черных или белых? (их равное количество)
-Как правильно поставить шахматную доску? (доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым)
-Покажи длинную белую диагональ
-Покажи короткую чёрную диагональ
-Покажи вертикаль
-Покажи горизонталь
3. А теперь, ребята, познакомим Буратино с шахматными фигурами!
Загадки о шахматных фигурах!
Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы
По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон)
Фигура эта так упряма,
что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали. И ещё по горизонтали. (Ладья)
Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой? (Конь)
Два братца через грядку смотрят,
А подойти друг к другу не могут. (Короли)
На шахматной доске
— Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья,
И «топает», как слон. (Ферзь)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка)
4. А теперь, что бы Буратино запомнил хорошо фигуры поиграем в
игру «Чудесный мешочек».
Дети встают в круг и по очереди вытаскивают фигуры из мешочка и называют их.
5. Дидактическое упражнение «Расставь правильно!»
-Ребята, на шахматных досках неправильно расставлены фигуры, покажем Буратино, как надо правильно расставить фигуры на начальное положение.
6. Д/Игра «Ходы фигур»
-А сейчас покажем, как ходят фигуры на шахматной доске!
Сделайте ход одним конём! Другим конём!
-Как ходит конь? (буквой «Г» на 3 клетки, единственная фигура, которая может перепрыгнуть свои и чужие фигуры)
-Сделайте ход одной любой пешкой! (второй, третьей, четвёртой)
Воспитатель просит детей все пешки убрать с доски, оставить только фигуры!
-Слушаем задания:
-Сделайте ход – ферзём!
-Сделайте ход Белопольным слоном!
-Сделайте ход- Королём!
-Сделайте ход- Чернопольным слоном!
-и т.п
7. Физминутка (Включается по телевизору видео физминутка «Танец с шахматным королём»).
8. Дидактическая игра «Найди адрес».
Предлагаю всем детям убрать фигуры с шахматных досок, далее предлагаю выполнить следующие задания:
У меня в руке задания –домики, на них написаны ориентиры, куда должны дети поставить свою фигуру, н-р на домике силуэт фигуры
белый конь-f3, чёрный конь-c6
белая пешка — f4, чёрная пешка-c5
белый слон –d3, чёрный слон-f6
белая ладья- a5, чёрная ладья- h4
белый король- e2, чёрный король-e7
белый ферзь -d4, чёрный ферзь-d5
8. Дидактическа игра «Перемещение фигур»
Дети выкладывают все возможные ходы названных фигур с помощью жёлтых кружочков. После каждого выполнения задания – воспитатель предлагает на большой доске выполнить одному ребёнку – дети проверяют правильность выполнения -сравнивают.
9. Рефлексия.
Перед детьми лежат прищепки двух цветов.
Жёлтые прищепки — означают хорошее настроение, красные — плохое настроение.
Каждый берет прищепку, соответствующую его настроению и крепит на силуэте солнышка.
В: — Дорогой Буратино, посмотри, какое у нас солнышко получилось! Это значит, что детям нравится – игра в шахматы! И мы думаем, что ты научился у ребят сегодня – многому! Познакомился с шахматной доской, с фигурами, как ходят фигуры! Ты к нам приходи ещё! Мы с ребятами будем учиться решать шахматные задачи, познакомимся с новыми терминами – рокировка, дебют, миттельшпиль, эндшпиль!
Буратино: — Ребята! Я всё понял!
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
|