Григорьева Надежда Маркеловна. Конспект итогового занятия кружка по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Буратино в гостях у ребят»

Конспект итогового занятия кружка по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Буратино в гостях у ребят»

Составила: Воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад №1» города Стерлитамак Григорьева Надежда Маркеловна

Цель:

  • повторение пройденного материала.

Задачи:

  • Выявить и уточнить знания полученные на занятиях: «шахматное поле», «шахматные линии» (вертикаль, горизонталь, диагональ), центр, партнеры, начальное положение, названия фигур, правила ходьбы; умения ориентироваться на шахматной доске.
  • Развивать речь, внимание, память.
  • Воспитывать интерес к игре, желание изучить правила.

Оборудования: Демонстрационная магнитная доска с фигурами, чудесный мешочек, карточки для проигрывания, шахматные доски, жёлтые кружочки.

Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.

Приём обучения: игровой.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент — приход Буратино.

-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

 

Я узнал, что в вашем детском саду дети учатся играть в шахматы! Это правда?

Я мечтаю научиться играть в шахматы!!! Можно мне присутствовать на нашем занятии? (ответы детей)

Воспитатель: «Но Буратино! В шахматной игре существует «Шахматный этикет»

Это очень важное правило шахматистов! Ребята, давайте в первую очередь познакомим с этикетом нашего гостя — Буратино!

Итак, важный ритуал — это рукопожатие!

Буратино: Это я умею! Привет!!! (громко кричит)

Воспитатель: Нет! Это не правильно!

Ребята, кто расскажет, как правильно выполняется этот ритуал?

Ответы детей.

- Делается это молча, здороваться вслух не принято.

Перед началом шахматной партии в шахматах принято обменяться рукопожатием. Это приветствие и знак взаимного уважения.

После партии также принято рукопожатие. Проигравший протягивает руку первым, поздравляя соперника с победой.

В случае ничьей – также жмем руку.

Во время рукопожатия рекомендуется смотреть в глаза партнеру.

Сейчас мы тебе покажем, как правильно нужно пожать друг другу руку.

Игра «Приветствие!» — Дети по сигналу бубна хаотично двигаются по комнате и, по хлопку по бубну здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются – рукопожатием.

Молчание – золото

В шахматы играют молча.

Категорически недопустимо мешать думать: комментировать ходы соперника, подсказки другим игрокам.

Допустимо нарушить тишину в исключительных случаях.

Например, когда требуется пригласить судью. В этом случае допускается позвать громко:

«Товарищ судья!», «Господин судья!», или просто «Судья!»

«Взялся — ходи!»

Если ты дотронулся до шахматной фигуры, ход должен быть сделан этой фигурой и никакой другой.

Если ты хочешь поправить фигуру, тогда надо сказать вслух: «Поправляю!».

Нельзя «перехаживать»

Ход в шахматах действие ответственное и необратимое.

Ход сделан тогда, когда игрок отпустил руку от фигуры

При падении фигур во время хода.

Поправлять позицию должен тот игрок, кто уронил фигуры.

Итак, Буратино!!! Мы тебя научим играть в шахматы, усаживайся и слушай внимательно!!! И помни — «Молчание –золото!»

А мы, ребята покажем Буратино, чему мы научились!

2. Игра «Кто внимательный»

Вопросы детям:

-Что это такое? (шахматная доска)

-Как называются эти клетки? (чёрные и белые поля)

-Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске? (поочередно, белые и черные чередуются)

-А каких полей больше черных или белых? (их равное количество)

-Как правильно поставить шахматную доску? (доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым)

-Покажи длинную белую диагональ

-Покажи короткую чёрную диагональ

-Покажи вертикаль

-Покажи горизонталь

3. А теперь, ребята, познакомим Буратино с шахматными фигурами!

Загадки о шахматных фигурах!

Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы

По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон)

Фигура эта так упряма,

что из угла идёт лишь прямо.

Ходить умеет по вертикали. И ещё по горизонтали. (Ладья)

Я бываю деревянный,

Из пластмассы — я литой.

Я скачу в игре всемирной.

Догадались, кто такой? (Конь)

Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут. (Короли)

На шахматной доске

— Сильнейший он.

«Плывет», ну, как ладья,

И «топает», как слон. (Ферзь)

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды. (Пешка)

4. А теперь, что бы Буратино запомнил хорошо фигуры поиграем в

игру «Чудесный мешочек».

Дети встают в круг и по очереди вытаскивают фигуры из мешочка и называют их.

5. Дидактическое упражнение «Расставь правильно!»

-Ребята, на шахматных досках неправильно расставлены фигуры, покажем Буратино, как надо правильно расставить фигуры на начальное положение.

6. Д/Игра «Ходы фигур»

-А сейчас покажем, как ходят фигуры на шахматной доске!

Сделайте ход одним конём! Другим конём!

-Как ходит конь? (буквой «Г» на 3 клетки, единственная фигура, которая может перепрыгнуть свои и чужие фигуры)

-Сделайте ход одной любой пешкой! (второй, третьей, четвёртой)

Воспитатель просит детей все пешки убрать с доски, оставить только фигуры!

-Слушаем задания:

-Сделайте ход – ферзём!

-Сделайте ход Белопольным слоном!

-Сделайте ход- Королём!

-Сделайте ход- Чернопольным слоном!

-и т.п

7. Физминутка (Включается по телевизору видео физминутка «Танец с шахматным королём»).

8. Дидактическая игра «Найди адрес».

Предлагаю всем детям убрать фигуры с шахматных досок, далее предлагаю выполнить следующие задания:

У меня в руке задания –домики, на них написаны ориентиры, куда должны дети поставить свою фигуру, н-р на домике силуэт фигуры

белый конь-f3, чёрный конь-c6

белая пешка — f4, чёрная пешка-c5

белый слон –d3, чёрный слон-f6

белая ладья- a5, чёрная ладья- h4

белый король- e2, чёрный король-e7

белый ферзь -d4, чёрный ферзь-d5

8. Дидактическа игра «Перемещение фигур»

Дети выкладывают все возможные ходы названных фигур с помощью жёлтых кружочков. После каждого выполнения задания – воспитатель предлагает на большой доске выполнить одному ребёнку – дети проверяют правильность выполнения -сравнивают.

9. Рефлексия.

Перед детьми лежат прищепки двух цветов.

Жёлтые прищепки — означают хорошее настроение, красные — плохое настроение.

Каждый берет прищепку, соответствующую его настроению и крепит на силуэте солнышка.

В: — Дорогой Буратино, посмотри, какое у нас солнышко получилось! Это значит, что детям нравится – игра в шахматы! И мы думаем, что ты научился у ребят сегодня – многому! Познакомился с шахматной доской, с фигурами, как ходят фигуры! Ты к нам приходи ещё! Мы с ребятами будем учиться решать шахматные задачи, познакомимся с новыми терминами – рокировка, дебют, миттельшпиль, эндшпиль!

Буратино: — Ребята! Я всё понял!

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Крыкова И. М, Алимушкина М. М.,. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ» по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Румия Мансуровна Мязитова. Дидактической игра «Цветные фигуры»
  • Терентьева Наталья Геннадьевна. Дидактическая музыкальная игра-викторина 'Музыкальный театр' по сказке «Буратино»
  • Абакумова Наталья Леонидовна Митрофанова Надежда Васильевна. Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» во второй младшей группе
  • Налимова Наталья Викторовна. Занятие по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе. -'Буратино в гостях у ребят'
  • Глинкина Галина Валентиновна. Конспект НОД во второй младшей группе «Волшебные фигуры»
  • Глинкина Галина Валентиновна. Конспект НОД во второй младшей группе «Волшебные фигуры.
  • Степанишина Ирина Павловна. Конспект СОО по познавательному развитию «Волшебные фигуры» в подготовительной группе
  • Главный Редактор. Объемные фигуры из бумаги
  • Фануза Альшина. Разноцветные геометрические фигуры
  • Ошитко Надежда Анатольевна. Сценарий выпускного в детском саду «Путешествие с Буратино»
  • Светлана Анатольевна Маслова. Конспект НОД Тема: Геометрические фигуры.
  • Ломыкина Анастасия Викторовна. План-конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП на тему: «Геометрические фигуры. Счет до 5» для детей средней группы
  • Плотникова Антонина. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
  • Баштовая Анна Владимировна. Конспект НОД в первой младшей группе Тема: «Геометрические фигуры»
  • Исмиханова Лиза. Конспект образовательной деятельности в средней группе «Волшебные фигуры в математике»
  • Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
  • Сидорова Людмила Евгеньевна. Конспект НОД «Число и цифра 1.Счет до 5. Геометрические фигуры»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Сытова Наталья Борисовна. Сказка «Как геометрические фигуры город строили».
  • Логинова Ирина. Конспект НОД по ФЭМП «Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры» (средняя группа)
  • Тараканова Ольга Андреевна. Занятие ФЭМП средняя группа «Посчитаем все фигуры»
  • Абрамова Лариса Александровна. Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «День рождения Буратино»
  • Федотова Любовь Сергеевна. Конспект НОД открытого занятия по конструированию из строительного материала для детей старшей группы «Мост для Буратино»
  • Гильмазитдинова Наталья Николаевна, Фаляхова Алина Рафитовна. Конспект занятия по ФЭМП для средней группы дошкольного возраста Тема: «Геометрические фигуры»
  • Скаскевич Ольга Николаевна. Занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе. Творческое рассказывание на тему: «День рождения Буратино».
  • Шама Людмила. Конспект занятия по закреплению правил дорожного движения в средней группе «Путешествие Буратино в большой город»
  • Верхорубова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Родничок». Тема: Геометрические фигуры. Цифра 5.
  • Харчева Людмила Николаевна. Театрализованное представление по ПДД в детском саду для детей старшего возраста «Приключения Буратино»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь