Для мышления человека характерны проблемность, поиск. То есть мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).
Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в дошкольный период возникают не только основные формы наглядного мышления — наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления — способность к переносу одного свойства предмета на другие.
Скачать конспект
Игра — ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка. Без специального обучения игра у детей не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.
Игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. Большое значение придают дидактическим играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра: «Занимательные фигуры».
Цель: Развитие наглядно-образного, логического и абстрактного мышления. Развитие воображения, внимания, памяти. Закрепление знаний геометрических фигур, основных цветов и некоторых оттенков.
Оборудование: Пять наборов геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), разрезанных на несколько частей и отличающихся по цвету.
Правила игры:
1 вариант. Игра проводится индивидуально. После знакомства ребенка со свойствами определенной фигуры, ему предлагается эту фигуру собрать из частей, соответствующего цвета. Сначала из 2х, затем из 3х, 4х и сравнить с оригиналом.
Собрать круг. Собрать квадрат.
Собрать прямоугольник. Собрать овал.
2 вариант. Игра проводится по подгруппам в виде соревнования: «Кто быстрее соберет предложенную фигуру?».
Игра аналогична первой игре, разница лишь в том, что каждому ребенку предлагается собрать свою фигуру, предложенную педагогом, быстрее других детей.
3 вариант. Игра может проводится индивидуально и по подгруппам. Из предложенных разрезанных частей фигур, нужно собрать новые геометрические фигуры: ромб, трапецию.
Собрать ромб. Собрать трапецию.
4 вариант. Игра проводится индивидуально или по подгруппам. Детям предлагаются все разрезанные части фигур, для конструирования предложенных предметов по образцам (н/р кошка, зайчик, робот, ваза и т.д.)
Кошка. Ваза. Гусеница.
5 вариант. Игра проводится по подгруппам. Из предложенных разрезанных частей, детям предлагается придумать свою интересную композицию.
6 вариант. Игра проводится по подгруппам. Все разрезанные части перемешиваются. А дети должны выбрать подходящие по цвету и форме детали и собрать из них геометрическую фигуру.
Результативностью в работе с дидактическим пособием «Занимательные фигуры» является:
- возможность детей самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт;
- обеспечение нужным количеством повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию;
- получение ребенком собственного опыта;
- развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения;
- развитие аналитико-синтетической деятельности как основы мыслительного процесса;
- развитие понимания наглядно-образных заданий;
- усиление интеллектуальных интересов и мотивации;
- отмечается рост уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
|