Составила и провела: Воспитатель Ломыкина А.В. Москва 2020
Тема: Знакомство с геометрической фигурами. Счёт до 5, соотношение цифры с количеством предметов.
Цель: Систематизировать представления детей о геометрических фигурах и находить их в окружающем пространстве. Развивать логическое мышление.
Интегрирование областей: “познавательное развитие” (ФЭМП), “Социально-коммуникативное развитие”
Задачи:
- познакомить детей с геометрическими фигурами и его свойствами
- закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры
- закреплять умение составлять геометрические фигуры по заданию воспитателя (квадрат, треугольник) из счетных палочек
- закрепить счёт в пределах 5
- упражнять в порядковом счете в пределах 5
- развивать умение соотносить цифру с количеством
- закреплять знание сказки Теремок
- воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помочь.
Предварительная работа: дидактические игры “На что похоже? ”, “Какой формы? ”, “Геометрическое лото”, “Выложи фигуру из счетных палочек”, разучивание физкультминутки.
Материалы и оборудование: Теремок, куклы би-ба-бо персонажей сказки “Теремок” (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок палочка «звездочка»; волшебный мешочек).
Демонстрационный материал: карточки с цифрами от 1 до 5, счетные палочки, карточки с геометрическими фигурами, глубокая тарелка с водой, готовые цветы с ответами.
Раздаточный материал (по количеству детей+1): карточки с цифрами от 1 до 5, счетные палочки, карточки с геометрическими фигурами
Прогнозируемые результаты: дети имеют элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5; удерживают в памяти условие и сосредоточенно действуют в течении 15-20 минут.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, хотите? (Ответы детей). Сегодня мы окажемся в русской народной сказке “Теремок”. А поможет нам в этом вот эта волшебная звездочка. Скажем вместе: “1, 2, 3, 4, 5 – хотим в сказку мы попасть! ” (дети повторяют вместе с воспитателем). А теперь тихонечко садимся на свои места (дети садятся). Вот мы и попали с вами в сказку!
2. Основная часть
Воспитатель: Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок (обращает внимание детей на теремок)
Бежит мимо Мышка-норушка (кукла би-ба-бо),
Увидала теремок и спрашивает:
Мышка: Теремок-теремок! Кто в теремочке живет?
Воспитатель: А волшебный голос из теремка и отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание. Поможем мышке-норушке попасть в теремок? (Ответы детей).
Задание 1.
Воспитатель открывает на доске нарушеный числовой ряд от 1 до 5.
Воспитатель: встаньте цифры дружно в ряд: 1, 2, 3, 4, 5!
Чтобы помочь Мышке-норушке, вам нужно положить цифры, которые лежат у вас на столах в правильном порядке, а Мышка-норушка выполнит это задание на доске.
Мышка: выполняет задание вместе с детьми
Воспитатель: правильно ли выполнила Мышка-норушка задание? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Мышка-норушка и все ребята правильно справились с этим заданием! А значит, двери волшебного Теремка открыты для Мышки! Вошла Мышка-норушка в Теремок и стала жить в нем.
Скачет к Терему Лягушка-квакушка. (Появляется игрушка би-ба-бо Лягушка) Остановилась и спрашивает:
Лягушка: Теремок-теремок! Кто в теремочке живет?
Воспитатель: А волшебный голос из теремка и отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание. Поможем Лягушке-квакушке попасть в теремок? (Ответы детей). Лягушка должна угадать, какие геометрические фигуры лежат в мешочке.
Задание 2.
Игра “Угадай, какая фигура? ”
В мешочке геометрические фигуры, ранее знакомые детям. Лягушка достает фигуру и не показывая ее детям, загадывает: эта геометрическая фигура имеет три угла и три стороны. Какую фигуру я достала? (Дети выбирают из лежащих перед ними фигур треугольник и показывают Лягушке)
У этой геометрической фигуры 4 угла и 4 одинаковые стороны, какую фигуру я достала? (Квадрат)
У этой фигуры совсем нет углов и она похожа на колесо, какую фигуру я достала? (Круг)
У этой фигуры 4 угла и 4 стороны, но две стороны длиннее, чем две другие, какую фигуру я достала? (Прямоугольник)
Воспитатель: молодцы, ребята, все фигуры отгадали правильно! Помогли Лягушке попасть в Теремок! Вошла Лягушка-квакушка в Теремок и стали они жить вдвоем. Скачет к Теремку… (дети продолжают: Зайчик-побегайчик), правильно, Зайчик-побегайчик (Появляется игрушка би-ба-бо зайчик), остановился у Теремка и спрашивает:
Зайчик: кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Воспитатель: А волшебный голос из теремка и отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание. Поможем Зайчишке попасть в теремок? (Ответы детей).
Задание 3 (физкультминутка)
Зайчик:
Раз — поднялся потянулся.
Два – друг другу повернулся.
Три – в ладоши хлопнули.
На четыре — руки шире.
Пять – потопали немножко
И присели осторожно.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Зайчику попасть в Теремок! Стали они жить-поживать втроем. Бежит по лесу… (дети продолжают: Лисичка-сестричка), правильно, Лисичка-сестричка (достает игрушку би-ба-бо лисичку), видит, Теремок стоит, Лисичка спрашивает:
Лисичка: кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Воспитатель: А волшебный голос из теремка и отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание. Поможем Лисичке попасть в теремок? (Ответы детей).
Задание 4.
Лисичка: Ребята, перед вами счетные палочки. Вам нужно из них выложить квадрат. (Дети выкладывают квадрат из счетных палочек). Сколько вам потребовалось палочек, чтобы выполнить это задание? (Ответы детей: четыре). А теперь вам нужно получить из этого квадрата два треугольника. (Дети выполняют задание-делят полученый квадрат при помощи еще одной счетной палочки на два треугольника). Сколько палочек вам понадобилось? (Ответы детей: потребовалось пять счетных палочек).
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Лисичке попасть в Теремок! Стали они жить-поживать вчетвером. Бежит по лесу Волчов-серый бочок (достает игрушку би-ба-бо волка), видит, Теремок стоит, Волчок спрашивает:
Волчок: кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Воспитатель: А волшебный голос из теремка и отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание. Поможем Волчку попасть в теремок? (Ответы детей).
Задание 5.
Опыт “Цветы распускаются”
Воспитатель:
Ребята смотрите. Я кладу цветы на воду. Смотрите какое произойдет чудо!
Волчок: подумай и скажи: какую цифру ты увидел в цветке? (Вызывает по одному, остальные дети выкладывают названые цифры у себя на столе)
Воспитатель: вот открылись двери и для Волчка. Зашел Волчок-серый бочок в Теремок и стали они впятером жить да поживать.
3. Заключительная часть. Подведение итогов
Воспитатель: А нам с вами пора домой возвращаться. А выведет нас домой волшебная звездочка. Подойдите все ко мне
-. А теперь вместе скажем: “1, 2, 3, 4, 5 – хотим обратно мы попасть! ” (дети повторяют вместе с воспитателем).
Ребята, понравилось вам наше путешествие в сказку? (Ответы детей)
Каким зверям вы помогли?
(Ответы детей -Мышке-норушке, Лягушке-квакушке, Зайчику- побегайчику, Лисичке-сестричке, Волчку -серому бочку)
Сколько их было? (Ответы детей-пятеро)
Чему вы научились в этом путешествии? (Ответы детей: научились помогать, научились правильно выкладывать цифры от 1 до 5, научились определять геометрические фигуры по описанию, научились выкладывать квадрат и треугольники из счетных палочек)
Какое задание больше всего вам понравилось? (Ответы детей)
Ребята, вы большие молодцы, быстро и правильно выполнили все задания! А теперь вы можете поиграть с героями сказки.
Список литературы:
- Е.В. Колесникова “Математика для детей 4-5 лет” Методические пособия к рабочей тетради – М; ТЦ Сфера;
- Н.С. Голицина “Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход”
- В.П. Новикова “Математика в детском саду” (4-5 лет)
|