Авторы:
- Левочкина Олеся Валентиновна,
- Гензе Татьяна Константиновна,
воспитатели МБДОУ «Детский сад № 153», г. Рязань
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование и развитие элементарных математических представлений с использованием развивающей, игровой технологии.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 8; соотносить числительное с существительным;
- Продолжать обучать умению ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы в указанном направлении;
- Формировать умение делить бумагу на две и на четыре равные части путем сгибания, сравнивать целое и части;
- Закрепить знания геометрических фигур и названия дней недели;
Развивающие:
- Развивать основные психические процессы: внимание, речь, память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать самостоятельно;
- Воспитывать желание помогать героям сказки.
Оборудование: недостроенный домик-теремок и элементы к нему (бревна, дверь, крыша, труба), кукольные персонажи героев сказки «Теремок». щирма; деревья в количестве 8 штук; магнитная доска с магнитами; карточки с цифрами от 1 до 8; двухполосные карточки, зайчики, морковки на каждого ребенка (по 8 штук); картинка Теремка из геометрических фигур»; квадратный лист белой бумаги (20/20), картинки животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь) каждому ребенку, круг и квадрат из бумаги; наклейки с изображением зайца и медведя.
Ход НОД.
Мотивационный этап.
Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)
- А какие сказки вы знаете? (предполагаемые ответы детей)
Послушайте загадку и постарайтесь отгадать.
На поляночке лесной Стоял домик расписной, Всех зверюшек спрятать мог, Что за домик?
Дети слушают загадку и отгадывают. ( «Теремок»)
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку «Теремок на новый лад». Эта сказка будет необычная, в ней будут задания, которые нужно будет вам выполнить, чтобы помочь героям сказки достроить домик из недостающих частей (брёвнышек, двери, крыши, трубы).
Исполнительный этап.
Дети стоят полукругом на импровизированной лужайке, где стоит недостроенный домик.
Воспитатель:
На лужайке теремок, он не низок, не высок, Мышка серая, норушка, вышла по лесу гулять, Видит мышка теремок, он не низок, не высок. Мышка очень удивилась, подошла, остановилась.
Мышка:
«Пи-пи-пи — что мне делать, как мне быть? Как же в теремочке жить? Нет бревна и крыши нет – Как готовить мне обед?»
Воспитатель:
Мышка рада бы жить в теремочке, да не достроен он.
Мышка:
«Пи-пи-пи — где же мне бревнышко найти, Чтобы в теремочке жить, надо бревнышко добыть!»
Воспитатель:
Дети, давайте поможет Мышке выполнить задание «Сосчитай деревья» и отыскать бревнышко к домику, чтобы достроить теремок.
А с заданием справится тот,
Кто верно деревья сочтет.
Воспитатель с детьми подходят к лужайке с деревьями. Дети считают деревья в прямом и обратном порядке до 8.
Проводится дидактическая игра «Больше на один», «Меньше на один».
Дети находят бревнышко и отдают его Мышке.
Воспитатель:
На лужайке теремок, он не низок, ни высок,
Шла Лягушка из болота, видит, заперты ворота!
Лягушка:
«Ква-Ква-Ква, егей, гей,
Ни окон, ни дверей!
Мышка ей в ответ:
«Пи-пи-пи,
Чтобы двери отыскать,
Фигуры надо угадать».
Воспитатель: Давайте поможем лягушке назвать и сосчитать фигуры.
На ковре стоит магнитная доска с картинкой теремка из геометрических фигур.
Воспитатель:
Сколько окошек в форме круга?
Сколько окошек в форме квадрата?
Сколько прямоугольников?
Из каких фигур сделана крыша?
Сколько окошек в форме овала?
Дети отвечают на вопросы, тем самым выполняют задание, находят дверь, отдают Лягушке.
Воспитатель:
Скачет Зайка-попрыгайка,
Видит домик на лужайке.
Зайка:
«Что за теремок я вижу,
Ой, ой, ой, а где же крыша?
Лягушка:
«Ква-ква-ква, послушай братец,
Помоги, дружище-Заяц,
Чтобы в теремочке жить,
Надо крышу раздобыть!».
Воспитатель:
Чтобы в теремочке жить,
Нужно друзей морковкой угостить!
Дети, давайте поможем Зайчику выполнить задание.
Дети садятся за столы, работают с двухполосными карточками.
Воспитатель: Отсчитайте 7 зайчиков и разложите слева направо на верхней полоске, затем положите столько же морковок на нижней полоске. Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? Давайте добавим еще одного зайчика. Сколько получилось зайчиков? Как мы получили число 8? Какое число больше? 8 или 7? Какое число меньше — 8 или 7? Как сделать, чтобы и морковок, и зайчиков стало поровну?
Дети выполняют задание, находят крышу, отдают Зайцу.
Воспитатель:
Идет лиса.
Лиса:
«Эй, пустите вы лисичку, буду я для вас сестричкой.
Что же это за беда, не хватает тут бревна!»
Заяц:
«Чтобы бревна раздобыть,
Нужно пироги делить!»
Воспитатель:
Принесла Мышка пироги, а разделить их поровну на жителей Теремка не может. Помоги ей, Лисичка, раздели пироги, да так, чтобы и ты смогла угоститься
Дети, давайте поможем Лисе правильно разделить пироги.
Дети выполняют задание за столами.
Воспитатель: Посмотрите (указывает на круги и квадраты на столе у детей), пироги какой формы испекла Мышка-норушка?
Давайте мы посчитаем, на сколько частей нужно разделить каждый пирог. Сколько зверей нам с вами встретилось?
Сколько частей круга получилось?
Сколько частей квадрата получилось?
Скажите, что больше – целый пирог или часть пирога? (Предполагаемые ответы детей)
Дети складывают пополам, а затем вчетверо круг и квадрат. После этого разворачивают их. В случае затруднения воспитатель помогает детям.
Дети выполняют задание, находят бревнышки, отдают их Лисе.
Физкультминутка.
Стоит в поле теремок, теремок (руки вверх, над головой)
Он не низок не высок, не высок, (приседают)
На двери висит замок, (показывают из скрепленных рук замок)
Кто его открыть бы смог? (плечи вверх – вниз)
Слева зайка, справа мишка, (наклоны влево-вправо)
Слева мышка, справа волк
Нажимают на замок. (наклоны вперед)
Зайка, мишка, мышка, волк
Открывают теремок. (разводят руки в стороны)
Воспитатель:
Бежит волк.
Волк:
«Что за терем-теремок?
Эй, скорее отойдите,
Волка вы к себе впустите!»
Лиса:
«Рады мы тебя пустить,
Но без трубы нам не прожить!»
Воспитатель:
«Чтобы трубу отыскать,
Дни недели надо знать!»
Воспитатель: Давайте поможем Волку справиться с заданием.
Дети выполняют задание за отдельно стоящим столом. Берут каждый себе по цифре. Отвечают: цифра 2, второй день недели – вторник и т.д.
Дети выполняют задание, находят трубу, отдают ее Волку.
Воспитатель: Идет-бредет Медведь
Медведь:
«Вот так чудо-теремок, он не низок, не высок.
Эй, хозяева, спешите и медведя приютите!»
Волк:
«Чтобы жить нам, не ругаться,
Надо бревнами нам запасаться.
Чтоб всем в теремочке жить,
Помогите друзей расселить!»
Воспитатель:
Давайте поможем Медведю расселить жильцов теремочка.
Дети за столами выполняют задание. Берут квадратные листы бумаги, располагают фигурки животных.
Воспитатель:
В верхнем левом углу живет лиса.
В нижнем левом углу живет заяц.
В нижнем правом углу – мышка.
В верхнем правом углу – волк.
Справа от зайца – лягушка.
А в середину поселим медведя.
Замечательно, дети всех жильцов расселили. Находят оставшиеся бревна для домика, отдают их Медведю.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, кажется мы отыскали все недостающие детали к Теремку, Давайте поможем зверям достроить Теремок.
Дети доделывают домик.
Рефлексивный этап.
Воспитатель:
Я хочу спросить у вас, отвечайте сей же час!
В какую сказку мы с вами попали?
Что вам понравилось?
А вам легко было выполнять задания? Какие задания?
У кого возникли трудности при выполнении задания?
(если да, то в каком задании?)
Кто легко справился со всеми заданиями – возьмите себе наклейку зайца, а у кого были затруднения — возьмите наклейку мишки.
Перспективный этап.
А хотите еще помогать героям сказки?
В следующий раз мы обязательно окажемся с вами в какой-то другой сказке.
Список литературы:
- Новикова В. П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет М.: Мозаика-Синтез, 2018
- Новикова В. П. Математика в детском саду 5-6 лет. Рабочая тетрадь. Мозаика-Синтез, 2018
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
|