Автор:
Аторкина Алёна Олеговна Воспитатель МБДОУ "Металлурговский детский сад № 1" комбинированного вида Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Металлургов
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».
А вы любите секреты или же сюрпризы? Вот именно на такой любви к секретам, к сюрпризам и построена технология создания таких удивительных пособий как лэпбук.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Опираясь да данные факты, мы приурочили эти пособия к лексическим темам, что позволило нам закреплять определенные темы с детьми, лучше понять и запомнить материал. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия! А если ребенок заинтересован эмоционально, то цель будет оправдана, следовательно нас будут ждать хорошие результаты
В своей работе мне захотелось привнести в лэпбук что новое и интересное, с этой целью я заменила кармашки, конвертики и окошки на разнообразные коробочки.
И остановимся более подробно на данных пособиях.
Лэпбук «Домашние животные»
Цель изготовления и использования лэпбука — вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.
Педагогические задачи:
- уточнить названия домашних животных и их детенышей (игра «Назови малыша»)
- формировать память и слуховое внимание детей (игра «Голоса домашних животных»)
- развивать логическое мышление (загадки, «Разрезные картинки животных»)
- развивать мелкую моторику (домино «Веселая ферма», раскраски)
- формировать связную речь (сюжетные картинки, раскраски, загадки)
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным (лото «Кто где живет?»
В игры с лэпбуком «Домашние животные» дети могут играть под руководством взрослого (воспитателя) и в самостоятельной деятельности.
Следующее пособие Лэпбук «Транспорт»
Цель данного пособия идентична цели пособия «Домашние животные», задачи ставятся от тех игр и упражнений, которые входят в это пособие.
В данном лэпбуке имеются: развивающие картинки, плакат «Транспорт», игра «Четвертый лишний», «Математические пазлы», «Разрезные картинки», «Собери светофор», «Цветовые палитры», «Дорисуй по клеткам», «Соотнеси транспорт и его силуэт», лабиринты, кроссворды, домино «Дорога» и игры с моделями транспорта, сюжетные картинки, раскраски, «Расскажи о транспорте)
Таким образом можно сделать вывод:
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
- возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования
Значение лэпбука для ребенка, это:
Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное просто играя в уже полюбившиеся игры.
В-третьих, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
Также можно выделить следующее преимущества обучения при использовании лепбука:
- информативен;
- способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен, многофункционален;
- доступен детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Таким образом лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно — пространственной среде:
Ну и самое немаловажное – это творческое взаимодействие педагог-ребенок-родители, что способствует более доверительным межличностным отношениям, повышает родительскую и педагогическую компетентность, дает возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью. Родители обеспечивают поддержку:
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.
|