Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Скачать конспект
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Почему мы выбрали для нравственно-патриотического воспитания именно форму — лэпбук?
Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде:
- информативен
- - функционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
- обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части)
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно.
- Это отличный способ для повторения пройденного, поможет закрепить, систематизировать изученный материал.
- Дети учатся самостоятельно собирать информацию и пользоваться ею.
- Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами. Подходит для многократного применения.
- Тема лэпбука может быть любой, как и ее сложность.
Цель: Развитие у дошкольников нравственно – патриотических чувств, основанных на ознакомлении с историей своей страны.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
В начале занятия детям демонстрируется лепбук — башня с курантами на Красной площади (объемная фигура, внутри которой, представлен наглядный дидактический материал по данной теме, разделенный по блокам). Также возле башни находится «Мини-книга о Красной площади» с иллюстрациями.
Содержание лепбука:
1. Блок №1: «Мини-книга о Красной площади», которая содержит описание и фотографии: Красной площади, Московского кремля, Спасской башни, Мавзолея Ленина, Казанского собора, Кремлевского дворца, Александровского сада, Лобного места, Памятника Минину и Пожарскому, Собора Василия Блаженного, ГУМа.
Цель: рассказать, какие сооружения находятся на Красной площади, какую историческую ценность имеют.
2. Блок №2. Глобус. Информация о России:
- площадь,
- численность населения,
- столица, глава государства,
- государственный язык,
- этнический слой,
- валюта.
Цель: на модели земного шара показать детям, что Россия расположена на двух континентах – Европе и Азии. Провести сравнение с площадью и расположением других стран.
3. Блок №3.
- Портреты президентов России (с 1991 года по настоящее время): Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев, В.В. Путин.
- Флаг России. Закрепляем знания о цвете, последовательности цветов в Российском флаге о значении каждого из них.
- Текст гимна.
- Герб, описание значения изображения.
Цель: формирование и закрепление знаний о президенте страны, флаге, гимне, гербе.
4. Блок №4. Представлены модели флагов разных стран.
Цель: Знакомство с флагами стран мира. Развитие умения найти среди флагов мира флаг России.
5. Блок №5. Основные праздники страны (представлены в виде книжек-малышек).
6. Блок №6 «Пословицы и поговорки о Родине». Представлены карточки с пословицами и объяснением смысла пословицы.
Цель: развивать внимание, память, учить внимательно слушать. Знакомить с устным народным творчеством.
7. Блок №7 «Памятники страны»: Памятник Георгию Победоносцу (Москва), Памятник Петру I (Москва), Памятник «Алеша» (Мурманск), Памятник Покорителям космоса (Москва), Памятник Тысячелетие России (В. Новгород), Памятник Рабочий и колхозница (Москва), Памятник «Медный Всадник» (Санкт-Петербург), Памятник Родина-Мать Зовет (Волгоград), Памятник Затопленным городам (Севастополь).
Цель: познакомить детей с памятниками страны, знать историю происхождения, цель конструирования памятников, познакомить с героями и их поступками.
8. Блок №8. Карточки с загадками и картинкой-ответом на другой стороне.
Цель: развитие логики, мышления, развития речи.
«Загадка доставляет уму полезное упражнение» Ушинский К.Д.
9. Блок №9. Карточки с ребусами и картинкой-ответом на другой стороне.
Цель: развитие логики, мышления, развития речи.
Выводы
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о малой родина, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают героев нашей страны. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта нашего народа, он помогает воспитывать чувства любви к семье, Родному краю и окружающему миру.
Ожидаемый результаты:
- Сформировать знания у детей об архитектуре на Красной площади, истории их создания;
- Усвоить информацию о гербе, гимне, флаге России. Узнать о президентах России с 1991 года по настоящее время;
- Суметь показать на карте территорию РФ; назвать столицу;
- Познакомиться с флагами других стран мира;
- Познакомиться с устным народным творчеством на примере пословиц и поговорок;
- Получить информацию о самых знаменитых памятниках страны. Знать историю происхождения, цель создания;
- Знать героев страны;
- Знать основные праздники страны, традиции празднования.
Используемая литература
- О. Н. Демидова. Будьте вежливы всегда!. Лакоценин С. С., 2009. — 112 c
- Л. Б. Фесюкова. Уроки доброты. Ранок, 2007. — 20 c
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Детство-Пресс, 2010. — 192 c
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, 2008. — 80 c
- Р. С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Мозаика-Синтез, 2012. — 80 c
- Елена Алябьева. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. Сфера, 2011. — 160 c
- Л. Б. Фесюкова. В мире мудрых пословиц. Ранок, 2010. — 28 c
- В. А. Шипунова. Недаром помнит вся Россия. Беседы с ребенком. Комплект карточек. Карапуз, 2013. — 12 c
- В. А. Шипунова. Тематический уголок для ДОУ. Великая Отечественная Война. Карапуз, Сфера, 2016. — 1 c
- Е. В. Баринова. Учусь быть гостем и хозяином. Феникс, 2013. — 112 c
- Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Сфера, 2013. — 144 c
- Социально-нравственное воспитание дошкольников. Сфера, 2013. — 176 c
- Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Сфера, 2013. — 160 c
- С. В. Конкевич. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете. Детство-Пресс, 2013. — 80 c
- Е. И. Шаламова. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. Скрипторий 2003, 2011. — 160 c
- Г. В. Безюлева, М. В. Ермолаева, Н. В. Казнова. Развитие толерантного сознания детей в условиях поликультурного образования. НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. — 256 c
- Л. П. Ушакова. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Детство-Пресс, 2015. — 64 c
- Е. В. Баринова. Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей дестких садов и школ раннего развития. Феникс, 2014. — 256 c
- А. И. Колобанова. Проект "Герои дней воинской славы". Старший дошкольный возраст. Учитель, 2013. — 64 c
- Г. Н. Жучкова. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие. ГНОМ, 2014. — 64 c
- А. Д. Вильшанская. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции. Тематический словарь в картинках. Школьная Пресса, Школьная Книга, 2017. — 60 c
- Города России. Золотое кольцо России (комплект из 8 плакатов с методическим сопровождением). Учитель, 2017. — 8 c
- Ольга Дыбина, Е. Акулова, С. Анфисова, O. Еник, А. Кузина, Е. Сидякина, В. Щетинина. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Центр педагогического образования, 2010. — 64 c
- Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Скрипторий 2003, 2008. — 96 c
- С. В. Ихсанова. Игротерапия в психологии. Уроки хорошего поведения с Машей и Мишей. Пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей. Феникс, 2015. — 126 c
- Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект. Учитель, 2015. — 108 c
- В. В. Онишина. Живем в радости. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Ювента, 2013. — 32 c
|