Масютина Татьяна Геннадьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», — писал А. Н. Толстой.

Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

 

Я считаю, что чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры. Детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи можно выделить следующие:

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • развитие гордости за достижения своей страны.
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам
  • расширение представлений о городах России
  • знакомство детей с символами государства
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • воспитание уважения к труду

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Все выше сказанное определило для меня актуальность и выбор темы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Можно выделить следующие этапы работы.

Значение нравственно-патриотического воспитания для гармоничного развития личности ребенка

Изучение выбранной темы я начала с подбора и анализа литературы.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В. Запорожец.

Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Создание предметно – развивающей среды

На следующем этапе работы для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей.

Решено было создать уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно – патриотическому воспитанию.

Уголок русской культуры включает:

  • художественную литературу
  • народные музыкальные инструменты
  • народные игрушки
  • произведения декоративно – прикладного искусства

Уголок государственной деятельности включает:

Изготовлены следующие дидактическое пособия: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Города — герои», «Кто лишний», «Выложи узор», «Кто где живет?», «Найди флаг», «Собери флаг», «Москва – столица Российской Федерации», «Расскажи про свой город», «Российская геральдика», «Геральдика Оренбурга»

Альбомы «Страницы ВОВ», «Достопримечательности Оренбурга», «Оренбургский пуховый платок», «Национальная деревня Оренбурга»,

Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Комплект карточек «Космос», «Расскажите детям о Московском Кремле», «Московский Кремль»

Словарь в картинках «Главные праздники страны»

Развивающие задания для детей «Рассказы о профессиях»

Загадки для детей «Вежливые слова»

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, свои обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, музыкантами…

Таким образом, решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Работа с родителями.

Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, вовлечение членов семьи в педагогический процесс, проведение бесед, тематических собраний, создание в семье и детском саду предметно развивающей среды.

В группе ведется активная работа с родителями воспитанников. Работа осуществляет ряд задач:

  1. Проводить с детьми праздники и выходные дни.
  2. Привлекать ребенка к участию в семейных мероприятиях.
  3. Рассказывать и показывать ребенку достопримечательности города.
  4. Рассказывать о подвигах героев Великой Отечественной войны, читать память о них.
  5. Рассказывать ребенку о своей работе, какую пользу обществу приносит труд его родителей.
  6. Рассказывать историю своей семьи, о ее традициях, о предках.
  7. Вместе составлять генеалогическое древо.

Патриотическое воспитание также сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:

- речевое развитие

  • развитие ребенка в музыкальной деятельности- трудовое обучение
  • развитие элементарных естественно — научных представлений
  • развитие экологической культуры
  • развитие представлений о человеке в истории и культуре
  • физическое развитие и здоровье
  • художественное развитие.

Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Просмотров: 435
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Галяветдинова Айгуль Минзияновна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Рябинина Татьяна Викторовна. Воспитание будущего гражданина своей страны
  • Артюшкина Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Козлова Елена Анатольевна Сова Татьяна Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Мымрина Елена Сергеевна. Реферат на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
  • Мухаметханова Разиля Рафаковна. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Рамзаева Ирина Васильевна. Методические рекомендации к разработке предметно — развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Рамзаева Ирина Васильевна. Методические рекомендации к разработке предметно — развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Диц Галина Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Васильева Наталья Васильевна. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
  • Гудыма Наталия Юрьевна. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством художественно-эстетического развития
  • Гадаборшева Елена Сергеевна. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Статья «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников»
  • Крушельницкая Татьяна Николаевна. Публикация (из опыта работы) «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны»
  • Пудова Светлана Валерьевна. «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
  • Чичушкина О. А.. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 'МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ'
  • Харкевич Оксана Николаевна. Статья «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
  • Семиколенных Людмила Владимировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: «Нравственно-патриотическое воспитание» «Усинск – город сердца моего».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь