«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», — писал А. Н. Толстой.
Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.
Я считаю, что чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры. Детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи можно выделить следующие:
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- формирование элементарных знаний о правах человека
- развитие гордости за достижения своей страны.
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- расширение представлений о городах России
- знакомство детей с символами государства
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
- воспитание уважения к труду
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Все выше сказанное определило для меня актуальность и выбор темы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Можно выделить следующие этапы работы.
Значение нравственно-патриотического воспитания для гармоничного развития личности ребенка
Изучение выбранной темы я начала с подбора и анализа литературы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В. Запорожец.
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
Создание предметно – развивающей среды
На следующем этапе работы для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей.
Решено было создать уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно – патриотическому воспитанию.
Уголок русской культуры включает:
- художественную литературу
- народные музыкальные инструменты
- народные игрушки
- произведения декоративно – прикладного искусства
Уголок государственной деятельности включает:
Изготовлены следующие дидактическое пособия: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Города — герои», «Кто лишний», «Выложи узор», «Кто где живет?», «Найди флаг», «Собери флаг», «Москва – столица Российской Федерации», «Расскажи про свой город», «Российская геральдика», «Геральдика Оренбурга»
Альбомы «Страницы ВОВ», «Достопримечательности Оренбурга», «Оренбургский пуховый платок», «Национальная деревня Оренбурга»,
Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Комплект карточек «Космос», «Расскажите детям о Московском Кремле», «Московский Кремль»
Словарь в картинках «Главные праздники страны»
Развивающие задания для детей «Рассказы о профессиях»
Загадки для детей «Вежливые слова»
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, свои обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, музыкантами…
Таким образом, решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Работа с родителями.
Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, вовлечение членов семьи в педагогический процесс, проведение бесед, тематических собраний, создание в семье и детском саду предметно развивающей среды.
В группе ведется активная работа с родителями воспитанников. Работа осуществляет ряд задач:
- Проводить с детьми праздники и выходные дни.
- Привлекать ребенка к участию в семейных мероприятиях.
- Рассказывать и показывать ребенку достопримечательности города.
- Рассказывать о подвигах героев Великой Отечественной войны, читать память о них.
- Рассказывать ребенку о своей работе, какую пользу обществу приносит труд его родителей.
- Рассказывать историю своей семьи, о ее традициях, о предках.
- Вместе составлять генеалогическое древо.
Патриотическое воспитание также сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:
- речевое развитие
- развитие ребенка в музыкальной деятельности- трудовое обучение
- развитие элементарных естественно — научных представлений
- развитие экологической культуры
- развитие представлений о человеке в истории и культуре
- физическое развитие и здоровье
- художественное развитие.
Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
|