Пудова Светлана Валерьевна. «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Пудова Светлана Валерьевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка», г. Коряжма

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день обуславливается введением ФГОС ДО.

Неоценимую роль в патриотическом воспитании детей несет в себе музыка, как наиболее близкое и понятное детям дошкольного возраста искусство. Несомненно, музыка пробуждает любовь к жизни, к родине, ко всему тому, что окружает ребенка. Именно поэтому музыка формирует ребенка как личность конкретно в детские годы. Музыкальное развитие ребенка также способствует духовному развитию, познанию чего-то нового, и восприятию в сознании ребенка общественных и социальных институтов. Общество, семья, любовь для ребенка становится высшей ценностью благодаря музыке отчасти. Ведь через музыку можно выразить свои чувства: радость, гордость, гнев, обиду, разочарование.

Главная цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста характеризуется обогащением духовного мира ребенка с помощью различной музыкальной деятельности, такой как: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, музыкальные игры и даже простое слушание музыки.

 

Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:

  1. Формировать духовно-нравственное воспитание, пробуждать любовь к родине, дому и к окружающим.
  2. Развивать умение эмоционально воспринимать содержание патриотической музыки, анализировать и воплощать его в разных видах музыкальной деятельности.
  3. Воспитывать патриотические чувства через театрализованную деятельность, средствами музыкального художественно-эстетического воспитания.

Для введения предложенного материала в действие познавательной деятельности воспитанников способствуют разные формы и методы работы. К ним относятся: ННОД, проектная деятельность, сотрудничество с ДШИ, праздники и развлечения, участие детей в фестивалях и конкурсах и т.д.

Такого рода деятельность, безусловно, тесно связана с взаимодействием всех педагогов ДОУ. Совместно с воспитателями старшей и подготовительной группы были разработаны проекты: «Птицы нашего края», «Путешествие по городу Коряжме»; для детей старшего дошкольного возраста проведены занятия по темам: «Наша Родина – Россия»; «Путешествие в страну музыкальных инструментов».

Воспитательно-образовательный процесс во всех возрастных группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем, являются праздники, музыкальные развлечения, досуги и тематические занятия.

Особая значимость в нравственно-патриотическом воспитании имеет место быть в проведение тематического занятия «День Защитников Отечества». Песни об этом празднике очень хорошо запоминаются и нравятся детям. Слушая эти песни, дети дошкольного возраста испытывают честь и гордость за свою родину. Благодаря этому, каждый ребенок может почувствовать себя сильным, смелым и отважным, как поется о защитниках отечества. Активное участие в проведении мероприятия этой тематики принимает инструктор по физкультуре. Для старших и подготовительных групп такое занятие проходит с участием не только детей, но и их родителей. Следующая тематика мероприятия не менее важная, ведь упомянув, защитников отечества невозможно не вспомнить о великом празднике – День Победы.

Мероприятия, посвященные Дню Победы, проводятся в форме познавательно-игровых программ, театрализованных представлений, концертных выступлений, комплексных и тематических занятий. При проведении мероприятий используются качественные фонограммы военной музыки и песен. Исполняя песни военного характера в живом звучании, участие в выступлениях принимают и педагоги ДОУ и родители воспитанников. Это делает праздничное мероприятие еще более красочным, трогательным и запоминающимся, особенно для детей.

Украшают праздники песни, танцы, упражнения с различными атрибутами (султанчиками, цветами, флажками) под музыку.

Особое влияние на формирование нравственно-патриотического воспитания оказывают народные песни. Народная музыка также формирует у детей любовь к родине и почтение. Проникшись народными песнями, можно оценить их художественное достоинство и высокую познавательную ценность, заложенную в сердце этих музыкальных композиций. Во всех возрастных группах используются русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Игры на народных инструментах (ложках, трещотках, бубнах) помогают детям ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.

В рамках сотрудничества с ДШИ были организованы экскурсии по музыкальной школе, в музей «Музыки и звуков», концерты. С большим удовольствием дети посетили музыкально-поэтическое представление ансамбля русской песни «Солнцеворот» Вологодской филармонии. На базе детского сада был организован концерт учащихся ДШИ для детей старших групп, посвященный празднику «День Победы». Дошкольники с большим удовольствием слушали инструментальную музыку, песни военных лет, с восхищением смотрели на хореографические номера.

Стало доброй традицией поздравление сотрудников детского сада детьми старшего дошкольного возраста с «23 февраля» и «Международным Женским днем». С музыкальными номерами дошкольники участвуют и в мероприятиях, посвященных празднованию пожарной охраны России, Дню учителя.

С целью развития у старших дошкольников вокального и музыкального творчества в детском саду создан ансамбль русской народной песни и пляски «Ребята-хохломята». Ансамбль принимает активное участие в различных городских и межрегиональных фестивалях и конкурсах: «Созвездие талантов», «Крылья Надежды», «Поленница», «Самоцветы Севера», «Россия. Подвиг. Память» и др.

По данной теме проводится работа с родителями:

  • папки-передвижки с письменными консультациями по темам: «Немного о русском музыкальном фольклоре», «Обучение детей хоровому пению в древней Руси», «Расскажите детям о народных музыкальных инструментах», «Праздники и обычаи русского народа» и т.д.;
  • совместные мероприятия: «День Матери», «День семьи», «Два рояля», «Семейные посиделки» и др.;
  • участие в проведении праздников и развлечений «Осенняя Ярмарка», «Рождественские посиделки»;
  • участие в городском фестивале семейного творчества «Подсолнушки».

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что разного рода музыкальная деятельность несет колоссальный вклад в процесс формирования у ребенка нравственно-патриотических качеств. Благодаря которым, ребенок формируется как личность в дошкольном возрасте. Музыка добавляет красок в жизнь, поднимает настроение, снимает напряжение и усталость, наполняя детскую жизнь яркими впечатлениями, новыми чувствами, радостью, а также желанием заниматься творчеством. Приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, в детях воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за свое Отечество.

Литература:

  1. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие / Пантелеева Н.Г. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 72 с.
  2. День победы: Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы / Картушина М.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
Просмотров: 574
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Нестерова Ольга Владимировна. Участие первичной ветеранской организации МДОУ ДС ОВ №404 в нравственно-патриотическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста через средства музыки.
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Захарова Наталья Григорьевна. «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Старова Любовь Владимировна Лотоцкая Наталия Борисовна. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: Детям о Великой Отечественной Войне.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Призенко Данголе Альгио. «Патриотическое воспитание дошкольников через совместную деятельность: участие в акции: «Окна России»
  • Марина Мирошник. Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'
  • Апарян Татьяна Николаевна. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в старшей группе «День Победы»
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Павлова Юлия Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыка) для детей старшего дошкольного возраста «О нашем фольклоре в космосе»
  • Туйкина Русалина Халимовна. Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День Победы!»
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Стихи и театральные сценки для детей на День Победы и на День защитника Отечества «ПОБЕДУ ПРАЗДНУЕТ СТРАНА!»
  • Маркова Марина Витальевна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «День Победы помнят деды, знает каждый из внучат»
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь