Пудова Светлана Валерьевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка», г. Коряжма
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день обуславливается введением ФГОС ДО.
Неоценимую роль в патриотическом воспитании детей несет в себе музыка, как наиболее близкое и понятное детям дошкольного возраста искусство. Несомненно, музыка пробуждает любовь к жизни, к родине, ко всему тому, что окружает ребенка. Именно поэтому музыка формирует ребенка как личность конкретно в детские годы. Музыкальное развитие ребенка также способствует духовному развитию, познанию чего-то нового, и восприятию в сознании ребенка общественных и социальных институтов. Общество, семья, любовь для ребенка становится высшей ценностью благодаря музыке отчасти. Ведь через музыку можно выразить свои чувства: радость, гордость, гнев, обиду, разочарование.
Главная цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста характеризуется обогащением духовного мира ребенка с помощью различной музыкальной деятельности, такой как: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, музыкальные игры и даже простое слушание музыки.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
- Формировать духовно-нравственное воспитание, пробуждать любовь к родине, дому и к окружающим.
- Развивать умение эмоционально воспринимать содержание патриотической музыки, анализировать и воплощать его в разных видах музыкальной деятельности.
- Воспитывать патриотические чувства через театрализованную деятельность, средствами музыкального художественно-эстетического воспитания.
Для введения предложенного материала в действие познавательной деятельности воспитанников способствуют разные формы и методы работы. К ним относятся: ННОД, проектная деятельность, сотрудничество с ДШИ, праздники и развлечения, участие детей в фестивалях и конкурсах и т.д.
Такого рода деятельность, безусловно, тесно связана с взаимодействием всех педагогов ДОУ. Совместно с воспитателями старшей и подготовительной группы были разработаны проекты: «Птицы нашего края», «Путешествие по городу Коряжме»; для детей старшего дошкольного возраста проведены занятия по темам: «Наша Родина – Россия»; «Путешествие в страну музыкальных инструментов».
Воспитательно-образовательный процесс во всех возрастных группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем, являются праздники, музыкальные развлечения, досуги и тематические занятия.
Особая значимость в нравственно-патриотическом воспитании имеет место быть в проведение тематического занятия «День Защитников Отечества». Песни об этом празднике очень хорошо запоминаются и нравятся детям. Слушая эти песни, дети дошкольного возраста испытывают честь и гордость за свою родину. Благодаря этому, каждый ребенок может почувствовать себя сильным, смелым и отважным, как поется о защитниках отечества. Активное участие в проведении мероприятия этой тематики принимает инструктор по физкультуре. Для старших и подготовительных групп такое занятие проходит с участием не только детей, но и их родителей. Следующая тематика мероприятия не менее важная, ведь упомянув, защитников отечества невозможно не вспомнить о великом празднике – День Победы.
Мероприятия, посвященные Дню Победы, проводятся в форме познавательно-игровых программ, театрализованных представлений, концертных выступлений, комплексных и тематических занятий. При проведении мероприятий используются качественные фонограммы военной музыки и песен. Исполняя песни военного характера в живом звучании, участие в выступлениях принимают и педагоги ДОУ и родители воспитанников. Это делает праздничное мероприятие еще более красочным, трогательным и запоминающимся, особенно для детей.
Украшают праздники песни, танцы, упражнения с различными атрибутами (султанчиками, цветами, флажками) под музыку.
Особое влияние на формирование нравственно-патриотического воспитания оказывают народные песни. Народная музыка также формирует у детей любовь к родине и почтение. Проникшись народными песнями, можно оценить их художественное достоинство и высокую познавательную ценность, заложенную в сердце этих музыкальных композиций. Во всех возрастных группах используются русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Игры на народных инструментах (ложках, трещотках, бубнах) помогают детям ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.
В рамках сотрудничества с ДШИ были организованы экскурсии по музыкальной школе, в музей «Музыки и звуков», концерты. С большим удовольствием дети посетили музыкально-поэтическое представление ансамбля русской песни «Солнцеворот» Вологодской филармонии. На базе детского сада был организован концерт учащихся ДШИ для детей старших групп, посвященный празднику «День Победы». Дошкольники с большим удовольствием слушали инструментальную музыку, песни военных лет, с восхищением смотрели на хореографические номера.
Стало доброй традицией поздравление сотрудников детского сада детьми старшего дошкольного возраста с «23 февраля» и «Международным Женским днем». С музыкальными номерами дошкольники участвуют и в мероприятиях, посвященных празднованию пожарной охраны России, Дню учителя.
С целью развития у старших дошкольников вокального и музыкального творчества в детском саду создан ансамбль русской народной песни и пляски «Ребята-хохломята». Ансамбль принимает активное участие в различных городских и межрегиональных фестивалях и конкурсах: «Созвездие талантов», «Крылья Надежды», «Поленница», «Самоцветы Севера», «Россия. Подвиг. Память» и др.
По данной теме проводится работа с родителями:
- папки-передвижки с письменными консультациями по темам: «Немного о русском музыкальном фольклоре», «Обучение детей хоровому пению в древней Руси», «Расскажите детям о народных музыкальных инструментах», «Праздники и обычаи русского народа» и т.д.;
- совместные мероприятия: «День Матери», «День семьи», «Два рояля», «Семейные посиделки» и др.;
- участие в проведении праздников и развлечений «Осенняя Ярмарка», «Рождественские посиделки»;
- участие в городском фестивале семейного творчества «Подсолнушки».
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что разного рода музыкальная деятельность несет колоссальный вклад в процесс формирования у ребенка нравственно-патриотических качеств. Благодаря которым, ребенок формируется как личность в дошкольном возрасте. Музыка добавляет красок в жизнь, поднимает настроение, снимает напряжение и усталость, наполняя детскую жизнь яркими впечатлениями, новыми чувствами, радостью, а также желанием заниматься творчеством. Приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, в детях воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за свое Отечество.
Литература:
- Народные праздники в детском саду: Методическое пособие / Пантелеева Н.Г. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 72 с.
- День победы: Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы / Картушина М.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
|