Мартыновская Т.А., воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №118
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из направлений моей работы с детьми старшего дошкольного возраста является нравственно-патриотическое воспитание. Это неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребенка, необходимая предпосылка возрождения отечественной культуры.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Я рассматриваю детскую книгу, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.
Я работаю в старше/подготовительной группе и перед собой поставила следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть функции и жанры детской художественной литературы;
- показать роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников;
- разработать консультации для родителей по использованию художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО строю на основе Образовательной Программы МАДОУ №118, провожу систематически, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательно — образовательной работы, в котором отражены значимые даты. Именно на основе образовательной среды был создан проект «Мой любимый город, в котором я живу», на примере которого я хочу поделиться опытом.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к «малой Родине» посредством художественной литературы. Критериями являются:
- ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
- охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Заполярье — моя Родина», «Мурманск – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность
- проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре саамов, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Мурманск и нашу страну в целом.
Проект долгосрочный. Основное направление: формирование глубинных чувств к родному краю, городу, семье, на основе социокультурного окружения детей.
Прогнозируемые результаты. На основе расширения знаний об окружающем посредством художественной литературы:
- сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;
- углубить знания детей об истории родного города;
- усвоить название улиц, памятников, достопримечательности города.
Предварительная работа: ознакомительная консультация с родителями о проекте. Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги, социальные партнёры.
Основными формами работы являются:
- создание мини-музея «Быт и традиции саамов»
- родительские гостиные «Фольклор саамов»
- выставки рисунков и поделок «Горжусь тобою мой город Мурманск»
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»
- оформление рукописной книги
- создание фонотеки фольклора народов Севера
- праздники
Основной формой использования литературы в проекте, в воспитании патриотизма, является специально организованная развивающая деятельность. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» — четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».
Список художественных произведений, используемых в проекте, довольно объемен и разнообразен. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.
Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в средней группе. Становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.
Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.
Былины — особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Для детей используются адаптированные варианты текстов.
Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о родном городе и столице России — как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.
По итогам реализации проекта были проведены праздник «Знатоки своего города» и родительское собрание. Обобщение материалов проекта, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными данными доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний о своём городе.
Большая роль в проекте отводится созданию условий, развивающей предметно-пространственной среды, использованию разнообразных приемов и методов в работе с детьми и их родителями, с учетом возрастного мировосприятия дошкольников, потребностей обеих сторон. В группе есть Центр книги, в котором подобраны произведения детской художественной литературы, содержащие патриотическую направленность.
Для лучшего понимания и восприятия прочитанного, до и после чтения произведений, на всех этапах проекта, использую не только печатную продукцию, но и натуральные предметы, макеты. Кроме специально организованных образовательных ситуаций, где используется художественная литература, дети знакомятся с произведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях, после прочтения сказки дети смотрят мультипликационные фильмы по прочитанному сюжету. Подведением итогов всей работы над проектом стало оформление рукописной книги «Напомним Мурманску о славе».
Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько полезным было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
|