Жизнь человечества в 21 веке, по мнению учёных, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных, нравственных качеств» (Б. С. Гершунский).
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценности ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям (Концепция дошкольного воспитания».
Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как общаясь с книгой, человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится, анализировать, развиваться творчески, т.е. формируется нравственная и культурная основа его личности.
Хорошая книга — лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатление детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Окружающая природа — источник развития не только ума, но нравственных чувств ребёнка.
Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Помните, что совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц узнаёт из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н.Сладкова и т.д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник», «На зелёной иголке». Познакомившись с книгой «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А.Огнева «На лесной поляне».
Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Однако следует помнить, что всё-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей простоте и сложности является главным наставником ребёнка в его воспитании.
|