Авторы:
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре; стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, то есть, всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека; различать литературные жанры.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.
Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
Так, например, дети четырех лет, с наслаждением слушая стихотворение С. Я. Маршака «Усатый — полосатый», невольно вытягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры и проделки девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котенка, удивляются его глупости ( «Вот какой глупый котенок!»). Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание.
Оказывается, из двух персонажей котенок не самый глупый. В словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.
В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолога — педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «чтению», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы.
Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.
Для того чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой — изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.
Детям о писателях.
В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях. Для этого работа педагогов должна вестись в системе. Знакомя дошкольников с новыми произведениями уже известного им автора, воспитатель всегда называет его имя, напоминает о его книгах, которые были прочитаны ранее.
В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.
Цель таких рассказов — вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка. Подобные рассказы воспитателя знакомят детей с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, В. В. Маяковским, К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление педагогов ближе познакомить их с любимым автором.
Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:
факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, то есть, опираться на известные в литературоведении материалы, а не легенды;
изложение должно быть образным, интересным. Для этого можно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и др.;
рассказ должен быть доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не понятна ребенку).
|