Елфимова Наталья Владимировна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 "Акварелька", Россия, Вологодская область, г Череповец
Говоря о дошкольном образовании, нельзя не заметить, что дошкольное образование является трамплином для среднего образования, для школы. По моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как рассуждая о проблемах дошкольного образования мы забываем о самом главном, о любви к нашим детям.
Самая главная проблема сегодняшнего нашего дошкольного образования- это дефицит любви.
Дошкольное образование- это основа формирования гражданина, патриота, воспитанного человека. Именно во время дошкольного детства у ребенка формируется отношение к тем ценностям, которые очень значимы для нас в жизни. Если мы не сумеем привить в дошкольном возрасте то важное, ценное, значимое, что определяет в дальнейшем человека как личность, то, что должно быть заложено в сердце и душу ребенка, все те человеческие качества, которые бы мы хотели видеть в наших детях, то в дальнейшем сделать это будет практически невозможно. Так как каждый из нас знает, что в первые три года закладываются основы личности ребенка.
Дошкольное образование-это огромная ответственность каждого из нас перед будущим России.
Детское дошкольное учреждение для ребенка должно стать "колыбелью любви". Только любовь, педагогически осмысленная, опирающаяся на высокую русскую культуру, на знания, на такт, способна решить те задачи, которые стоят перед детским садом. Мы должны создать такие условия для ребенка, чтобы он с радостью посещал детский сад, чтобы ему было интересно, комфортно, а главное, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым. Именно этот аспект будет являться одним из основных и важных для успешного дошкольного образования наших детей.
Взаимодействие детей друг с другом в детском саду является очень непростым периодом, как может казаться на первый взгляд. Перед воспитателем стоит колоссальная задача это-организация взаимоотношений детей друг с другом. Отношение взрослого к ребенку это одно, но не менее важно отношение детей друг к другу. Главным в этом случае является организация любовного чувствования ребенка окружающих людей к себе и ответного чувства от него. В данной ситуации успех взаимоотношений детей в группе во многом будет зависеть от грамотного, тактичного подхода педагога- воспитателя, подхода, пронизанного любовью к детям. И если мы пойдем по такому пути, то нас и наших детей незамедлительно ждет успех!
Хотелось бы вспомнить слова известного профессора, выдающегося психолога, доктора психологических наук Д. Б. Эльконина. Он говорил: "Не наигравшийся ребенок к учению не годен". Рассуждая о проблемах дошкольного образования, хотелось бы сказать словами известного профессора, доктора педагогических наук Я. С. Турбовского: "Не нужно овзрослять детство!" На словах мы признаем, что детство-это уникальный период развития. Это не период подготовки к следующей ступени в жизни, к школе, к тому, что будет потом, за воротами детского сада. Это тот период жизни, который уникален, самоценен, играет огромную роль в развитии наших детей. Но посмотрите, во что мы его превращаем. Честолюбие родителей не знает границ! Детей стараются отдать в различные развивающие кружки, секции, нагрузить ребенка как можно больше, занимаются всем, чем только можно. Это хорошо! Но давайте обсудим другую сторону медали. По телевизору, в различных информационных источниках, конкурсах, нам показывают победителей, побежденных нам не показывают. А их тысячи, тысячи поломанных судеб! Такая ситуация ставит ребенка в позицию проигравшего, неудачника, неуспешного человека. В спорте это и травмы и инвалидность, а в искусстве- психологическое травмирование ребенка может быть так велико, что из этого состояния очень трудно будет выбраться. И все это происходит благодаря родительской ретивости, мы же не понимаем, что в этот момент происходит с детьми. Поэтому, нужно четко понимать, что не все дети подходят для того или иного вида деятельности, ведь отбирают детей не тех, кто способен, кто может, а кто получает наслаждение и радость от этой изнурительной работы, будь то спортивные танцы, футбол, либо игра на музыкальном инструменте. И не важно, какие будут результаты, важно, чтобы от проделанной работы ребенок получил наслаждение. Детство должно быть наслаждением, испытываемым удовольствием, радостью ребенка. Мы не имеем права отдавать ребенка в жертву нашим честолюбивым устремлениям, чтобы он стал Моцартом, Роналду, Иваном Шишкиным. Нужно понимать, что процент жертвенности здесь огромен.
Конечно, всем нам понятно, что на сегодняшний день нам нужна развитая личность. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что не ребенок зависит от общества, а Россия зависит от того, какие поколения будут у нас в стране. Отсюда, образованность является главным условием! Мощь государства определяется не только ее вооружением, а интеллектом человека, талантом человека, его способностью самореализоваться.
Но что значит образовывать ребенка? У образования есть два смысла.
- Дать знания, умения, навыки и т.д. (образовывать ребенка)
- Подготовить ребенка к школе.
Если мы перед собой ставим первую задачу, на мой взгляд это будет верно. А если мы будем ставить перед собой вторую задачу, то на мой взгляд, она будет являться преступной, по отношению к нашему ребенку. Проблема в том, что мы должны понимать, несмотря на то, что образование называется дошкольным, мы под образованием подразумеваем и оказываем именно помощь ребенку социально образовываться в этих условиях. Что же это значит? Ребенку должно нравиться то, что мы ему предлагаем, с этого должно начинаться его образование. Оно должно быть обязательно интересным, увлекательным, игровым.
В дошкольном образовательном стандарте очень четко названы не цели, а ориентиры, то есть то, к чему нужно стремиться. Ориентир не имеет жесткой формулировки, но при этом, очень важно, что мы с вами ребенку ничего не навязываем, мы ему предоставляем возможность реализовать себя в пении, движении, рисовании, кружках. Детский сад-это сфера раскрытия возможностей ребенка. С данной точки зрения стандарт абсолютно верный. Но, стандарт нуждается в уточнении очень важной мысли, которая там изложена. В стандарте написано, что предметом образования является отношение, а не содержание деятельности. Предметом педагогики является не то, что мы делаем, а что мы чувствуем при этом. Если мы не обеспечим дружеского, доброго, чистого отношения к ребенку, не сможем установить эмоциональный контакт с ребенком, я думаю, что тогда мы ничего не получим в ответ. Там, где взрослый не идет к ребенку через чувства, достичь каких либо результатов практически невозможно. Поэтому, очень хотелось бы уточнить, что отношения формируются только через эмоциональные ощущения ребенка, а не через познавательную и исследовательскую деятельность.
Еще раз хотелось бы вспомнить слова Д. Б. Эльконина: "Не наигравшийся ребенок к учению не годен". Игра не только одно из средств, но и самое основное средство реализации дошкольной образовательной деятельности. Какой бы деятельностью не занимался ребенок, он должен играть в это, он должен получать удовольствие, ему при этом должно быть радостно и успешно. Ребенок должен изначально не только делать, не только заучивать, не только быть успешным, но и быть творцом. Он должен быть человеком, который попытается и по- другому, по- своему что-то сделать, сделать совсем не так, как учит и преподает ему педагог- воспитатель. В этот момент, ребенок выступает как человек, который действует на основании усвоенного, воспринятого, он выступает в роли творца. Самое главное, позвольте ребенку на основании того, чему вы его учите, чтобы он попробовал сделать не так, как все, обязательно хвалите его. Там где ребенок говорит: "А я думаю вот так..", ценнее этого быть ничего не может.
Поэтому, уважаемые коллеги и родители: не надо из левши делать правшу, не надо пытаться ребенка подгонять под общий стандарт, нельзя ни в коем случае сравнивать одного ребенка с другим. Ни в коем случае нельзя сравнивать даже своего старшего ребенка с младшим ребенком. А уж говорить старшему ребенку, ты старший, ты обязан, вообще непозволительно, потому что кроме неприязни и ненависти, в этом случае, вы ничего не формируете, каждый ребенок уникален, как личность. Это нужно понимать!
Образование в детском саду- это совсем не умение читать и писать, сидеть за партой и быть дисциплинированным. Знайте, уважаемые родители и педагоги, если вы в "дорогу", в душу ребенка не вложите любовь к себе, любовь к труду, любовь к волевому напряжению, то в подростковом возрасте уже ничего этого не будет. Как говорил великий педагог И.Ф. Гербарт: "Есть люди, чья воля продырявлена желаниями". Воля- как человеческое качество-это способность делать выбор и совершать действия. Для исполнения желаний нужна воля! Научить ребенка в важный для него момент сказать:"Не буду!"-великое дело. Научить ребенка сказать:"Буду, обязательно!", тоже великое дело. Понимание этого, одна из основных задач образования. Когда мы учим ребенка чему то, то в это время мы воспитываем и нравственные качества: умение слушать, задавать вопросы, умение включаться в беседу. Мы не должны во главе всего ставить преподаваемый предмет.
Поэтому, только от педагога будет зависеть насколько будет интересно ребенку рисовать, петь, быть в коллективе, это общие умения, потому что они позволяют ребенку себя социализировать и понимать, что ему интересно, что ему подходит или не подходит. Нельзя терять влияние на жизнь ребенка! Такие понятия как честность, привязанность, долг не возникают сами по себе, их надо культивировать. Когда мы говорим об образовании, то это значит, что нужно помочь ребенку осознать себя, свое место в мире. Ничего не требует таких огромных душевных затрат, как процесс общения с ребенком!
Когда учитель говорит:"Помолчите, потому что я в классе одна, а вас тридцать". Это не так, это неправда. Это учителей двадцать, а он один, он каждый для себя один и для своих родителей он один и для школы и для детского сада он один и для государства он один. А если педагог этого не понимает, то он просто не понимает, зачем он стоит за учительским столом, зачем работает в детском саду.
Подводя итог, хочется сказать, все что угодно можно делать в детском саду, любые виды исследовательской, познавательной деятельности, но так, чтобы ребенку было это интересно. Нам нужны сильные, умные люди, талантливые люди и обязательно влюбленные в жизнь. Если ребенок, уходя от вас не испытывает веры в науку, в свой разум, в себя самого, мы не добились никаких результатов. Образование, не имеющее игровых форм, не доставляющее удовольствия, наслаждения ребенку, образование, которое не способствует желанию завтра сделать то или иное-такое образование ведет в никуда. Знайте, что ничего дороже для вас в вашей жизни и ближе быть не может, чем ваш ребенок. Воспитайте своего друга, помогите ему взрослеть, пользуясь вашим опытом, но не навязывая его, а исходя из особенностей вашего ребенка. Нет более ответственной задачи, чем быть другом своим детям!
Библиографический список
- Эльконин Д.Б. "Психология игры"- М.: Владос, 1999г.
- Турбовской Я.С. "Средства и методы педагогического действия" (текст), Москва: Знание. 1980г.
- Турбовской Я.С. "Современные проблемы педагогики и образования" (монография) ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М 2020, серия: Наука и практика
- "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. №1155 г Москва
|