© Плашкина О.О., Тихоненко И. В.-воспитатели МБДОУ д/с №17 города Белгорода.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ.
Ключевые слова:
Инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Родители, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, знают, что такие дети обычно посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида или воспитываются в компенсирующих группах, в которых созданы специальные условия.
Однако последние несколько лет ситуация в корне изменилась. На сегодняшний день дошкольные образовательные организации реализуют инклюзивный подход в образовании. Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие –обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование – процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса. Базовыми ценностями инклюзивного образования является следующее: Каждый ребёнок – личность; Учиться могут все – необучаемых детей нет; Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; Запрет на дискриминацию в любой форме; Право каждого человека на участие в жизни общества; Инклюзивное образование 87 обеспечивает возможность общения и вовлечения людей с ОВЗ в социум на равных условиях; Инклюзивное образование способствует тому, чтобы потенциальные участники общества стали этим обществом, вне зависимости от ограниченных физических возможностей или особенностей развития.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах: Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др. Особенностью инклюзивного образования в ДОУ является то, что наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, лёгкая степень задержки психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). Программы, которые используют педагоги при инклюзивном обучении, несколько отличаются своими методами работы с детьми с ОВЗ. Вне зависимости от числа особых воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу. Ребёнок с ОВЗ – особый ребенок, он требует больше внимания и заботы, однако взрослым не следует все делать за него. Приучение к самообслуживанию дома и в детском саду будет способствовать развитию самостоятельности. Для благополучной адаптации ребенка к условиям ДОУ необходимо проявлять терпение и последовательность. Предъявлять ребенку одинаковые требования в детском саду и дома. Родителям воспитанника с ОВЗ следует помнить, что приспособившись к условиям ДОУ их ребенок почувствует себя полноценным участником образовательного процесса и сможет иметь возможность быть так же успешным, как и его сверстники. Так же успешная адаптация является еще прочным фундаментом для благополучного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства. Специалисты оказывают квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду; выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком; формируют уверенный и спокойный стиль воспитания. Таким образом, дети с нарушениями в развитии, имеющие статус обучающегося с ОВЗ, могут получать образование не только в специальных учебных заведениях, где созданы специальные условия, но и в массовых образовательных организациях и ДОУ 88 реализующих инклюзивный подход в образовании. Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в дошкольной образовательной организации по адаптированным программам.
Список литературы:
- Инклюзивное образование в России. М., 2011.
- Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.
|