- Е. А. Бажина, заведующий МБДОУ «Детский сад №172»,
- Е. В. Грохотова, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №172»
(Алтайский край, г. Барнаул)
Введение новых государственных стандартов дошкольного образования стало отправной точкой в вопросе пересмотра устоявшихся функций воспитателя, ответственного уже не за трансляцию и привитие знаний, а организацию направленной познавательной деятельности детей, обеспечение интеллектуального и эмоционального отклика.
По мнению педагогов нашего учреждения, не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребенка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
С цель реализации ФГОС мы стремимся к созданию благоприятных условий, позволяющих внедрить современные образовательные технологии.
Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
На сегодняшний день педагогу недостаточно знаний о существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.
Можно выделить приоритетные для нашего МБДОУ педагогические технологии, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста:
- здоровьесберегающие педагогические технологии: технологии развития физических качеств, закаливания; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация); технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры.
В настоящие время для нас очень важно, что используемые нами методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуя при этом использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры.
-технология проектирования и использование метода проектов. Педагоги нашего детского сада активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, и отмечают, что данная форма работы позволяет лучше узнать воспитанников и проникнуть во внутренний мир ребенка. Данная технология является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Отмечается живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Работая по проектной деятельности, мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он позволяет дошкольникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения. Сблизились позиции детского сада и семьи в совместной творческой деятельности, родители стали активными участниками образовательного процесса.
-информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
-игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии, а технологический подход гарантирует успешность и результативность воспитанников в различных видах деятельности.
И, как сказал, Чарльз Диккенс: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
«Литература»
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. [и др. ]. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: метод. пособие. Eкатеринбург: ИРО, 2013
- Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Педагогические технологии. 2010. №2. С. — 3-8.
|