Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.



Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.

Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.

В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной.

Особенно любимым — является рисование. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.

 

Скачать конспект

Психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Но у наших детей с ограниченными возможностями здоровья была неустойчивая самооценка, они не верили в собственные силы, эмоционально-волевая сфера была искажена. У них наблюдались нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. В процессе таких медиативных занятий указанные недостатки снизились.

Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики очень важно для ребенка. Нами были опробованы многие методики, начиная от пальчиковых игр, лепки из соленого теста до художественного вырезывания. Но больше всего нашим ребятам понравились стили зентангл и дудлинг в рамках эффективной арт-терапии — как одного из эффективных подходов к осуществлению педагогической помощи детям с особенностями в развитии, поскольку эта техника повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением и общением, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля. Стиль зентангл не только приносит удовольствие и развивает творческие способности, но и позволяет добиться художественной медитации.

Зентангл и дудлинг, а также их сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.

Дудлинг (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это те самые каракули, рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.) и изогнутых линий. В этом и состоит лёгкость. В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний и умений, ведь главное, что помогает создавать интересный узор, — это возможность действовать интуитивно. Однако из этих простых форм могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. По мнению К. Юнга, арт-терапия, эффектом которой несомненно обладают эти техники, особенна эффективна в тех случаях, когда ребенок не может ясно и четко выражать свои мысли вербально. В этом случае невербальный язык общения вселяет в ребенка уверенность, что он услышан и понят. В основе данного способа лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок учиться делать вывод, принимать решения.

Ценность этого арт-рисования в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с разными чувствами выражать их и учиться контролировать.

Достаточно было лишь довериться своей интуиции и внутреннему состоянию, используя для самовыражения различные паттерны, закорючки, точки и абстрактные узоры. За счет последовательно повторяющихся мотивов, из которых получались целые произведения искусства, ребята погружались в некий транс и добивались долгожданного состояния коммфорта и релаксации.

Дети стали более спокойными и раскрепощенными, научились концентрвции внимания, у них устранился страх белого листа, да и просто все ребята получили удовольствие от рисования.

Начинали работать в этой технике с детьми с простых точек, линий, фигур, с показа схем и картинок с интересными вариантами узоров. Что то дети повторяли, что то придумывали сами. Упражнения оказались очень захватывающими. Оригинальное рисование ("йога для мозга") раскрыло креативные возможности детей, реализовало творческий потенциал, повысило уверенность в себе, движения руки стали более твердыми и ритмичными.

Под звуки спокойной музыки дети принимали удобную позу, расслаблялись, каждый штрих, каждое движение было плавное и неторопливое, мысли сосредоточены на процессе создания рисунка. При возникновении вспышек агрессии, при возбуждении ребенка, раздражении, уединяли ребенка с предложением, просьбой или заданием (в зависимости от настроения ребенка) разрисовать готовые шаблоны или создать свои, абстрактные.

В зависимости от ситуации оставляли ребенка одного или были с ним наедине. Если у ребенка возникнет желание поговорить — выслушивали. Но чаще всего ребенок, начиная рисовать, быстро успокаивался.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом.

Зентангл (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования, придуман американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом.

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см); у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны; образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами; при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета.

Смесь этих двух техник – зендудлинг (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром предмета, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. При рисовании, каждый штрих, каждое движение должно быть осознанным. Это можно сравнить с написанием китайских иероглифов, мысли должны быть сосредоточены на процессе создания рисунка, и только на нем.

Можно расчертить обычный лист бумаги на квадраты. Каждый квадрат заключает в себе отдельную композицию. Есть и другой вариант выполнения рисунков: в большом квадрате чертится несколько маленьких.

Разнообразные и неповторимые узоры создаются по одной схеме:

Из бумаги вырезать плитки классического размера в Зентангл (9х9 см).

Нужно нарисовать строки: поставить четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края.

Строки соединяются одной сплошной линией. Таким образом, задаются границы для дальнейшей работы. Когда узоры начнут получаться, то можно будет этот шаг пропустить и начинать рисовать без предварительной «разметки».

Следующий шаг — это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.

Карандашом рисуются кривые линии, которая разделят участок листа внутри границы. Теперь нужно заполнить узорами пустое пространство между линиями. Зарисовываем сегмент за сегментом. Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняются узором так, как подсказывает воображение.

Стороны заполненных сегментов затемняются, придавая трехмерность изображению. Рисунок готов

Вышеизложенные правила были полезны для наших детей на начальном этапе освоения рисования для получения заявленного эффекта — медиативного состояния. Освоив азы, дошкольники уже самостоятельно использовали данную технику в разных вариациях. Например, произвольно делили пространство на сегменты и заполняли их узорами, или — помещали рисунок в квадрат и заполняли его. Делали свой зентангл радужным — использовали множество цветов..

Творческая деятельность – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, это метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста и воздействие на мотивационную, эмоциональную и адаптивную сферы личности. Дудлинг и зентангл – умное творчество — они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут всем детям.

Литература:

  1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Акад, 2002. – 208 с.
  2. Мухина В.С Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М, 1981.
  3. "Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка" Переводчик: Самсонов П. А. Редактор: Дженни Тони, Джонс Эми; Изд-во: Попурри, 2015 г.
  4. "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. –СПб.: Питер, 2014.
  5. Зентангл и дудлинг: узоры Искусство и развлечения Искусство Ав. Fabiana Walles 2015.
  6. http: //megapoisk. com/zentangl-meditativnaja-tehnika-risovanija-dlja-nachinajuschih
  7. "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. –СПб.: Питер, 2014.
  8. Зентангл и дудлинг: узоры Искусство и развлечения Искусство Ав. Fabiana Walles 2015.
  9. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
  10. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  11. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]
  12. http: //luntiki. ru/blog/draw/956. html
  13. http: //tfile. org/books/57128/details/
  14. http: //stranamasterov. ru/node/110661
  15. http: //festival. 1september. ru/articles/313479/
  16. http: //img. mama. ru/uploads/static/images/
  17. http: //stranamasterov. ru/files/imagecache/
  18. http: //stranamasterov. ru/files/imagecache/orig_with_logo/
  19. http: //mama. ru/post/authorposts/id/414093
Просмотров: 426
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Портнова Ольга Ивановна, Жарова Жанна Юрьевна,Кузнецова Елена Евгеньевна. Проект «Релаксирующее рисование — зентангл и дудлинг»
  • Цыкунова Елена Викторовна. Организованная образовательная деятельность по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования витражная роспись «Морозные узоры».
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Иванова Севиль Тимуровна. Конспект открытого занятия по одной из нетрадиционной техник рисования (рисование пипеткой) с детьми второй группы раннего возраста «Поиграй со мною, тучка!».
  • Клембо Марина Михайловна. Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) с применением нетрадиционной техники рисования «Печать листьями» «Осенний листопад»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Парфенова Кристина Николаевна. Нетрадиционные техники рисования. Рисование пальчиками. «Мое любимое дерево осенью» 2 младшая группа
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Асташкина Юлия Геннадиевна. Рисование в средней группе «Золотая осень» Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность. Рисование.» для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
  • Прасолова Елена Алексеевна, Белоусова Татьяна Юрьевна. Мастер – класс «Рисование на пене «Разноцветные узоры»
  • Маева Елена Евгеньевна. «Использование нетрадиционной техники рисования в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Зайкова Карина Александровна. Конспект НОД с использованием нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Зимнее дерево»
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Нечкина Ирина Александровна. Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе (рисование солью) «Береза в зимнем уборе».
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь