Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Проектная технология наиболее эффективна в наши дни и относится к современным гуманитарным технологиям, дающие ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Вживание проектирования в систему дошкольного образования проходит активно, ведь проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому изыскиваются нетрадиционные методы воздейст-вия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Проектная работа направлена на развитие у каждого ребёнка творческое начало, воображение, изобретательность; способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор; способность ставить проблемы и находить их решение; неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Самым благоприятным для начала введения проектной деятельности в образовательный процесс является возраст младшей группы.
Проявление раскрепощённости, самостоятельности, целеустремлённости и уверенности в себе, общительности, более внимательного и заботливого отношения к сверстникам и взрослым; способности к взаимопониманию и сотрудничеству — результат использования метода проектов.
Родители, выполняющие роль ассистентов в реализации проектов, способствуют формированию у детей чувства гордости, повышению самооценки, раскрытию индивидуальных способностей, значительному продвижению в развитии, социально-личностному развитию каждого ребенка, выявлению творческого потенциала всех участников проекта, расширению спектра реализации проекта.
Тематика проектов может быть разнообразна, например, «Огонь-друг, огонь-враг», «Книги старые, книги новые», «А часы стучат себе, стучат».
И более подробно рассмотрим краткосрочный, творческо- поисковый проект «Я и моя семья. Семейные праздники» который был реализован в средней группе.
В современном образовательном процессе актуальна проблема воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств, любви и уважения к родным и близким, которые зарождаются в семье. А семья для ребёнка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев — основное содержание этой работы.
В качестве результата реализации проекта выступает комплекс мероприятий по заявленной теме:
- Занятие на тему: «мама, папа и я дружная семья»
- Просмотр сказок «Репка», «Гуси лебеди»,
- выполнение рисунков на темы: «моя семья», «это я и вся моя семья», «мы на празднике», «талисман нашей семьи»
- Папки-передвижки для родителей и детей по следующим темам: «профессии моих родителей», «мы детей своих любим»
- Изготовление каждой семьей мини-проекта «семейная традиция”
- Совместное развлечение детей и родителей «традиции моей семьи»
Особенность данного проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Автор: Бажина Ольга Александровна
|