Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Авторы:

  • Баранова Ольга Вадимовна
  • Тарасова Елена Алексеевна

Воспитатели МАДОУ "Детский сад № 2 «Лучики» Кемеровская область, городской Киселевский округ

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

 

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества и развития гражданских чувств у детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и гражданские. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом «педагогизации», включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности гражданского воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. В практике дошкольного образования отмечается, что метод проектов актуален и эффективен. Он даёт возможность ребёнку понимание и осознания, эмоциональное отношение, и деятельное отношение, что позволяет ему успешно располагать знаниями о стране, области, городе, ее географии, природе, символике, формирование положительного эмоционального отношения к Родине, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей. На практике любой проект представляет собой исследовательскую, творческую, игровую, и практическую деятельность детей. Тематика и содержание проектов для детей может быть очень разнообразной. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных. В нашем случае работа над проектом имеет большое значение для развития гражданских чувств у детей. Через объединение различных областей знаний формируется полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях разных национальностей.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить положительное отношение друг к другу. Общее дело развивает коммуникативные и гражданские качества.

Проектный метод в гражданском воспитании – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития гражданских чувств (любовьк Родине, бережное отношение к истории, обычаям и традициям родной страны) дошкольника в постижении нового, готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей.

Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик.

Прежде всего, этому методу присуща концептуальность, опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций. В основе метода лежат как постулаты гуманистической педагогики, которая ставит во главу угла разностороннее, свободное развитие ребенка, так и непрагматические философские воззрения. Областью целеполагания метода является создание условий для развития гражданских качеств дошкольника и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

Кроме того, проектный метод отвечает требованию системности, представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных стройной логической схемой. Метод включает в себя этапы выполнения гражданского воспитания, определенные функции ребенка и педагога, способы их взаимодействия, критерии оценки результатов работы.

Еще одной важной характеристикой проектного метода является, его воспроизводимость, — метод может найти применение на различных этапах содержания гражданского воспитания, в работе с детьми различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод в данном аспекте несет в себе черты универсальности.

Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения детей.

Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.

Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации потому, что: ассоциативно связана со всем положительным, что было у человека (игрушки, кот); отсутствует страх неудачи (может быть только большая или меньшая удача); существует реальная свобода проявления и выбора: когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями.

Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в каком-либо другом виде. Учитывая, что главной целью работы является приобретение детьми новых знаний и их развитие, результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Конечный продукт может содержать описание проблем, их особенности, различные точки зрения на их решение.

Несмотря на то, что обязательным условием выполнения проектной работы является оформление отчета в какой-либо форме, важно учитывать, что конечный продукт содержит в себе такие элементы, которые не поддаются документированию: знания и опыт, полученные при работе с людьми. Эти знания и опыт могут быть представлены при устной презентации проектной работы.

Задача формирования гражданских чувстврешается в ходе проектной деятельности на основе освоения детьми уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Следует обратить внимание, что гражданское воспитание детей в рамках выполнения проектов направлена на приобретение ими первичной (не собранной и не обработанной никем ранее) информации, а также получение навыков сбора такой информации. Вторичная информация для дошкольника кажется более умной, но она, прежде всего, отражает точку зрения конкретного автора, «рекламирует» его идеи.

Среди коммуникативных умений и навыков, формируемых в ходе проектной деятельности, следует выделить следующие:

  • организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
  • совместная выработка способов действий и решений;
  • публичное выступление презентация результатов работы, дискуссия;
  • разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию гражданских качеств у дошкольника, обладающего нравственным идеалом общества, чувством любви к Родине, формированием цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

Широкие возможности применения метода, а также существующая педагогическая практика дают основание для классификации проектов:

по количеству детей проект может быть индивидуальным или групповым;

по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета);

по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование по количеству отведенного времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких непосредственно образовательных деятельности (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты – од одной до 4 недель; долгосрочные – от 4 недель до года;

по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие гражданских чувств, происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

В практике дошкольного образования отмечается, что метод проектов актуален и эффективен. Он даёт возможность ребёнку понимание и осознания, эмоциональное отношение, и деятельное отношение, что позволяет ему успешно располагать знаниями о стране, области, городе, ее географии, природе, символике, формирование положительного эмоционального отношения к Родине, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей. Проектная деятельность способствует формированию гражданских качеств у дошкольника, обладающего нравственным идеалом общества, чувством любви к Родине, формированием цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

Просмотров: 566
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Буханцева Валентина Николаевна. «Метод проектов в работе с педагогами ДОУ»
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Саляева Оксана Юрьевна. Презентация 'Метод проектов в ДОУ'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Муратшина Танзиля Тимергазиевна. «Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»
  • Букаева Екатерина. Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Михайлова Галина Валерьевна. Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Кондакова Наталия Алексеевна. «Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Вер Ник. Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников.
  • Атяшева Вера Дмитриевна. «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Долгий Лилия Михайловна. Выступление на районном методическом объединении Тема: «Экспериментальная деятельность, как активный метод обучения дошкольников».
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь