Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучения (АМО), которые вовлекают дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. В период работы над проектом происходит интеграция между различными видами детской деятельности. Тематика и суть проектной деятельности во многом определяется возрастными особенностями детей, их интересами и приоритетными направлениями развития.
Скачать: Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы) (полный конспект)"
Так, например, наибольший развивающий эффект в моей группе произвел долгосрочный проект на тему: «Новый год», который длился 2 месяца (декабрь, январь). Этот метод дал детям возможность экспериментировать, анализировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Дети научились сами составлять схему проекта, конструктивно выделять все его этапы, которые мы поделили на 2 части: «Время года» и «Праздник». А вот работа над проектом состояла из трех этапов:
- этап – подготовительный (накопление знаний)
- этап – основной (практический)
- этап – обобщающий, заключительный (презентация проекта).
Если начать с первой части проекта «Время года», то перед детьми раскрываются очень большие возможности показать и рассказать о наступившей зиме.
Дошкольный возраст – это период, когда главный вид деятельности ребенка – это игра. В игре легче усваиваются новые знания, умения и навыки. Так, например, во время Новогоднего математического путешествия были использованы дидактические игры: «Собери озеро из льдинок», «Найди снежинку», «Слепи снеговика», «Построй мостик для Деда Мороза». Главным при обучении счету сначала было вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Позже ребенок также в игре учится логически мыслить, выполнять математические действия, различать пространственное расположение предметов, узнавать геометрические фигуры и многое другое. И здесь опять-таки в этом «путешествии» сопровождает сказочный персонаж Старичок-лесовичок, который помог сформировать знания детей о составе числа; построить мостик из строительного материала (для этого предложил схему построения), подарил детям счетные палочки, из которых они построили елочку. В заключении Старичок-Лесовичок пообещал сообщить Деду Морозу о таких умных детках и пригласить его на Новогодний праздник в детский сад. А также напомнить Деду Морозу, чтоб не забыл исполнить новогодние пожелания детей.
Продолжая работу над частью проекта «Время года», нельзя забыть и про экспериментирование. В обычной жизни дети сами экспериментируют различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Всегда удивляет их любознательность, стремление к эксперименту, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребенок, например, знает о смене времени года, что наступила зима, но не всегда способен эту смену правильно объяснить. Поэтому – задача воспитателя, обратить внимание детей на закономерную последовательность с научной точки зрения, используя различные источники информации. При этом: дети уточняли сведения у родителей, были использованы материалы из интернета, библиотеки, различных энциклопедий и т.д. Наблюдая за погодой, дети учились сами выделять отдельные явления, правильно выражать свои мысли. Глубокое изучение проблемы – исследование позволило нам выделить основные условия для развития творчества детей и особенности взаимодействия со взрослыми. В этой части проекта были использованы такие игры – эксперименты с водой, льдом и снегом:
«Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров, бумаги, марли).
«Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях).
«Царство цветных льдинок» (заливать цветную воду в разные формочки и замораживать).
«Наливаем – выливаем» (наполнять водой разные сосуды).
О результативности проделанной работы можно было судить по наблюдениям и беседам с детьми. В последующем у детей появляются новые идеи и варианты, им хочется вновь экспериментировать и решать различные проблемы. Такие как, например, им захотелось узнать: что делается с «живыми» елочками, когда закончился Новогодний праздник? Как решить эту проблему? Поэтому, нам взрослым надо призадуматься и помочь им! При ответе на этот вопрос – было использовано много материалов из газет, журналов и телевидения. А дети, в свою очередь, предлагали свои фантастические варианты, как бы им хотелось решить эту проблему…
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Так, плавно переходя от одной части проекта «Время года», дети переходят к другой части, не менее значимый и более яркой «Праздник», «Нам праздник веселый – зима принесла!» Это – самая большая часть проекта, где дети получают так много знаний и умений по различным вопросам: что такое праздник, история возникновения, символы, традиции, впечатления и многое другое. К этим вопросам готовились все: воспитатели, дети, родители и другие специалисты. Благодаря такой совместной работе, был собран очень большой материал. У детей накопился большой запас информации. А где его выплеснуть?
Вот здесь, как раз и нужен последний этап проекта. Он самый зрелищный! На презентацию мы пригласили родителей и гостей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала. И все это для того, чтобы можно было продемонстрировать знания и вклад в проект каждого ребенка и родителя.
Это событие для ребенка – праздник. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего мы вспоминаем, став взрослыми. Для многих эти воспоминания – самые светлые и радостные в жизни.
Праздник – серьезное событие, структурирующее жизнь сообщества в детском саду, основная форма совместной деятельности взрослых и детей. Именно она позволяет объединить музыкальное, физическое, познавательное, речевое и личностное развитие детей в общем педагогическом процессе, увлекательном, максимально благоприятном для формирования творческих способностей.
Подготовка к празднику при грамотном психолого-педагогическом подходе превращается в развернутую культурно-образовательную программу для детей, их родителей и даже для педагогов. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования события – презентация сплачивает детей и взрослых, между ними возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ни ребенок, ни взрослый не были пассивными созерцателями, наблюдателями и слушателями. Мы учитываем то, что взрослые должны дать выход детским стремлениям; способствовать их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, процессе оформления группы, зала и других помещений детского сада.
С праздником, который мы провели вместе с детьми, связаны самые большие надежды и ожидания детей. Самым главным было для нас – создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции.
Праздничная презентация имела свои цели и задачи. Мы обсуждали предстоящие события, используя модель: «трех вопросов». ( «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что нужно сделать для того, чтобы узнать?»..). Отвечая на все эти вопросы, мы с детьми оформили фотоколлаж. Все моменты работы над проектом – отражены на фотографиях и картинках.
I. Дети знают, что… в лесу родилась елочка. в лесу она росла… зимой и летом стройная, зеленая была! А вот теперь ты – не нарядная И с праздника ушла, И много – много хлопотов Уборщикам ты принесла!
Мы сделали фотографию, где наша зеленая елочка лежит около контейнера с мусором. Как жаль было детям на это смотреть!..
Возникает вопрос: А как помочь нашей елочке?..
Из одной телепередачи мы узнали, что в Кемеровской области каждый год объявляют замечательную акцию: «Сдай елку – накорми Буренку!». А вот в Самарской области – нет такой акции, а так хотелось бы…
Как с удовольствием дети вместе с гостями решили «полезную задачку»:
300-400гр. Измельченных еловых веток
30 минутный отвар стволов елок
=
прекрасная витаминизированная добавка для корма коров
самое вкусное и очень полезное молоко
а чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо ежедневно пить 2 стакана молока.
Не зря в песне поется: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»
I. На протяжении всей презентации – проблема помощи елочки – накаляется. Ведь нашу елочку в этом году срубили в лесу, а как же на следующий год?..
Экологическое воспитание всегда было одним из главных в воспитании дошкольников, 2011 год объявлен ООН – Годом Леса». Тысячи лет лес дарит нам свои ресурсы, ничего не требуя взамен. Мы, конечно, помним о пожарах, которые бушевали в прошлом году.
Лес не сможет восстановиться без нашей помощи. Так давайте поможем ему!
Дети сразу вспомнили про свою елочку, которая растет на территории нашего детского сада «Сказка». Мы каждый день встречаемся с ней и сделали фотографию на память!
В нашем детском саду «Сказка» В снегу растет елочка – Зелененькая елочка. Смолистая, здоровая, Полутораметровая! Несрубленная! Целая! Красивая и крепкая! Живи ты, наша елочка! Зимой и летом, зеленая! А мы будем заботиться, Чтоб ты была здорова и стройна, И радовала деточек всегда!
Конкурсную программу прощания с елочкой украсили стихи, загадки, песни, народные игры. Каждая семья красочно оформила «Работу – впечатления» о прошедшем Новогоднем празднике, зимних каникулах и Новогодней елочке. Все эти работы были продемонстрированы на презентации и заслуживали аплодисментов.
Елочка в свою очередь щедро угостила детей сладкими призами и подарила им на память любимые настольные игры.
Опыт работы показывает, что используемые приемы и методы организации досуговой деятельности детей обеспечивают социализацию ребенка, формируют активность, приобщают к общечеловеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
В заключении хочется сказать, что метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилию позиций: «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
Коллективный характер этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.
|