РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РЯБИНА»
Актуальность темы.
Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.
Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
При ознакомлении детей с природой, а именно с деревьями родного края, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Рябину можно увидеть на участке нашего детского сада, что позволяет дошкольникам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.
Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.
Гипотеза: Вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
!!!! Проект: краткосрочный (3 месяца) июнь – август 2019 г.
Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры детей среднего возраста через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
- Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
- Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
- Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
- Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.
Этапы проекта.
I этап подготовительный:
Задачи: Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.
Подготовка материалов:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
- Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
- Подбор мультфильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
- Оформление картотек загадок, стихов, народных примет;
- Изготовление дидактических игр:
«Собери рябинку»
«Собери листочки и ягодки на рябине»
«Подбери по высоте»
- Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
4. Разработать цикл наблюдений за деревом на прогулке.
Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Памятка каждой семье воспитанников «Правила поведения на территории детского сада»
Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа», «Прогулка в природу – основа здоровья ребенка», «Чем занять ребенка на прогулке», «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».
II этап практический.
Вид деятельности
|
Совместная деятельность педагога и детей
|
Работа с родителями
|
Игровая
|
Игровые упражнения: «Дорисуй листок», «Где листочки», «Игры с листочками».
Дидактические игры: «К дереву беги», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Назови листок», «Беги в дом, какой назову», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу (ель, береза); «Найди дерево по описанию», «Такой листок лети ко мне» «Найди рябинку», «Собери бусы» и др
Хороводная игра«Лети, листок, ко мне в кузовок».
Словесные игры«Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом» и др.
|
Подбор стихов, загадок, пословиц о деревьях.
Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Кольского Заполярья
Изготовление книжек – малышек «Деревья, какие они?»
Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Консультация: «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»;
Консультация: «Что мы называем экологическим воспитанием»
Изготовление макета «Мое любимое дерево - рябинка»
|
Двигательная
|
Подвижные игры: «Раз, два, три, все, у кого есть листья (березы, рябины) – ко мне беги»; «Раз, два, три, все, у кого есть (стволы, стебли, корни, цветки) – ко мне беги», «Листочки и ветер» «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины? », «Раз, два, три к рябинке беги» и др.
Физкультминутки «Рябинка»
пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»
|
Познавательно - исследовательская
|
На участке детского сада:
экскурсия к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви, цветы из которых появятся ягоды) «Познакомимся поближе»
игровая ситуация «Полечим белочку» - уточняем целебные свойства рябины
Занятия
Наблюденияза ветками и ягодами рябины в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).
|
Трудовая
|
Наблюдение за трудом взрослых и выполнение несложных трудовых поручений.
|
Коммуникативная
|
Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года; Рассматривание картин
|
Чтение (восприятие художественной литературы)
|
чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения)
|
Продуктивная
|
Рисование: «Деревья на нашем участке», «Ветка рябины», «Гроздья рябины» (коллективная работа).
Лепка: «Кисть рябины»;
Аппликация: в технике «бумажная пластика» «Рябиновая веточка».
Изготовление бус, создание альбома со знаками о правилах поведения в природе.
|
Музыкальная
|
Прослушивание аудиозаписи со звуками природы (шум леса, пение птиц) и др.
хоровод «У рябинки, у ворот водят детки хоровод»
|
III этап презентация проекта.
В ходе работы над проектом мы старались обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
Конечный продукт проекта:
- Дети познакомились с деревом - рябина, знают характерные признаки.
- Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
- Развился познавательный интерес к растениям участка.
Список литературы:
1. С. Н. Новикова. «Юный эколог» Москва. Мозаика-Синтез,2010
2. Ю. А. Акимова. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Москва. Творческий Центр, 2008
3. А.П. Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»
4. Т.А. Шорыгина. «Экология для малышей» Москва, Книголюб 2006
5. А. И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва, Творческий Центр 2008
6. В. М. Корнилова. «Экологическое окно в детском саду» Москва, Творческий Центр2008
7. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.«Прогулки в детском саду» Москва, Творческий Центр 2011
|