Михайлова Галина Валерьевна. Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РЯБИНА»

Актуальность темы.

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

 

При ознакомлении детей с природой, а именно с деревьями родного края, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Рябину можно увидеть на участке нашего детского сада, что позволяет дошкольникам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.

Гипотеза: Вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

!!!! Проект: краткосрочный (3 месяца) июнь – август 2019 г.

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей среднего возраста через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
  2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
  3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
  4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
  5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.

Этапы проекта.

I этап подготовительный:

Задачи: Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.

Подготовка материалов:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
  • Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
  • Подбор мультфильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
  • Оформление картотек загадок, стихов, народных примет;
  • Изготовление дидактических игр:

«Собери рябинку»

«Собери листочки и ягодки на рябине»

«Подбери по высоте»

  • Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

4. Разработать цикл наблюдений за деревом на прогулке.

Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Памятка каждой семье воспитанников «Правила поведения на территории детского сада»

Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа», «Прогулка в природу – основа здоровья ребенка», «Чем занять ребенка на прогулке», «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

II этап практический.

Вид деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Игровая

Игровые упражнения: «Дорисуй листок», «Где листочки», «Игры с листочками».

Дидактические игры: «К дереву беги», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Назови листок», «Беги в дом, какой назову», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу (ель, береза); «Найди дерево по описанию», «Такой листок лети ко мне» «Найди рябинку», «Собери бусы» и др

Хороводная игра«Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры«Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом» и др.

Подбор стихов, загадок, пословиц о деревьях.

Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Кольского Заполярья

Изготовление книжек – малышек «Деревья, какие они?»

Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Консультация: «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»;

Консультация: «Что мы называем экологическим воспитанием»

Изготовление макета «Мое любимое дерево - рябинка»

Двигательная

Подвижные игры: «Раз, два, три, все, у кого есть листья (березы, рябины) – ко мне беги»; «Раз, два, три, все, у кого есть (стволы, стебли, корни, цветки) – ко мне беги», «Листочки и ветер» «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины? », «Раз, два, три к рябинке беги» и др.

Физкультминутки «Рябинка»

пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

Познавательно - исследовательская

На участке детского сада:

экскурсия к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви, цветы из которых появятся ягоды) «Познакомимся поближе»

игровая ситуация «Полечим белочку» - уточняем целебные свойства рябины

Занятия

Наблюденияза ветками и ягодами рябины в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).

Трудовая

Наблюдение за трудом взрослых и выполнение несложных трудовых поручений.

Коммуникативная

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года; Рассматривание картин

Чтение (восприятие художественной литературы)

чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения)

Продуктивная

Рисование: «Деревья на нашем участке», «Ветка рябины», «Гроздья рябины» (коллективная работа).

Лепка: «Кисть рябины»;

Аппликация: в технике «бумажная пластика» «Рябиновая веточка».

Изготовление бус, создание альбома со знаками о правилах поведения в природе.

Музыкальная

Прослушивание аудиозаписи со звуками природы (шум леса, пение птиц) и др.

хоровод «У рябинки, у ворот водят детки хоровод»

III этап презентация проекта.

В ходе работы над проектом мы старались обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

Конечный продукт проекта:

  • Дети познакомились с деревом - рябина, знают характерные признаки.
  • Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
  • Развился познавательный интерес к растениям участка.

Список литературы:

1. С. Н. Новикова. «Юный эколог» Москва. Мозаика-Синтез,2010

2. Ю. А. Акимова. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Москва. Творческий Центр, 2008

3. А.П. Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»

4. Т.А. Шорыгина. «Экология для малышей» Москва, Книголюб 2006

5. А. И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва, Творческий Центр 2008

6. В. М. Корнилова. «Экологическое окно в детском саду» Москва, Творческий Центр2008

7. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.«Прогулки в детском саду» Москва, Творческий Центр 2011

Просмотров: 409
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Лубянова Юлия. Паспорт творческо-экспериментального проекта «Бумажные фантазии» для младшей группы детского сада.
  • Агеева Анна Владимировна. Сценарий развлекательной прогулки на участке детского сада с детьми средней группы «Прогулка в сказочный лес с Красной Шапочкой»
  • Падукова Надежда Владимировна. Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Степанян Оксана Юрьевна. КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ «ДЕРЕВЬЯ ОКОЛО ДЕТСКОГО САДА»
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Тунегова Наталья Вячеславовна. Краткосрочный творческий проект по ОО «Познавательное развитие» (математика) «Радуга – дуга» для детей средней группы детского сада
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Донская Лариса Арсентьевна. Конспект обязательной образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему: «Ходит осень по дорожкам» (прогулка на участке детского сада).
  • Швецова Елена Николаевна Соавтор: Захарова Вероника Анатольевна. Презентация образовательного проекта в средней группе «Наша Москва».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий экологической прогулки по территории детского сада «Все в поход!»
  • Рибчинская Марина Валентиновна. Презентация проекта «Снеговики» для детей среднего дошкольного возраста
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Германова Людмила Филипповна. «Взаимодействие с родителями по формированию и созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада по ФГОС»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь