Цели занятия:
- Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
- Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
- Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
- Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
- Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
- Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
- Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
- Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование: кукла "Капитошка" из воздушных шаров, Глобус. Картинка-фон «круговорот воды в природе», Термос с кипятком. Зеркальца. Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», "Видеоролик об очистке воды" Емкости с водой, емкость с песком. капли воды-картинки, готовые фигурки оригами- рыбки большой шаблон аквариума, клей, салфетки.
Предварительная работа: Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде». Чтение сказки «Два ручья».
изготовление рыбок -оригами из бумаги, куклы -капитошки из воздушных шаров
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море). Чтение сказок, познавательной литературы о воде. Наблюдение за цветами в уголке природы.
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы с вами отправимся в страну волшебной капельки.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Капитошка»
- Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Капитошкой». (Звучит тихая музыка, вносится кукла).
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —... (вода).
- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. Давайте расскажем капитошке где живут чудесные капельки и какую пользу они приносят.
1. Капелька бережливая
- Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
- Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
- Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
2. Капелька ученая
Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
- Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер.
Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения.
Много воды нужно для этого? Много.
Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
- Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
- Во что превращается вода при нагревании? В пар.
Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара.
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
- Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей
Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю.
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
Массаж лица
-Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок. (Дети выполняют движения по тексту.)
3. Капелька звучащая
Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»
В разных углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.
Водопад:
С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.
Море:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Ручей:
Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.
Дождь:
Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч — он вождь!
Поливает землю дождь.
4. Капелька любопытная
- А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?».
(Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода?
Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
5. Капелька игривая
Динамическая пауза «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме. (Дети выполняют движения по тексту.)
6. Капелька живительная
- Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья — деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода — там жизнь!»
7. Капелька исследовательница
- А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
вода изреки течет по специальным трубам и попадает в наши дома-эти трубы называются водопроводными, но прежде чем попасть к нам в дом вода проходит очистку.
Сейчас мы посмотрим об этом видеоролик.
Опыт «Фильтрование воды»
- Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
8. Капелька художница
Ребята как вы думаете в какой воде смогут жить рыбы?
Чистой.
У меня есть аквариум с чистой водой и живет в нем золотая рыбка, но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести друзей.
Физминутка: Рыбки
Рыбки весело плескались
в теплой, солнечной воде
то сожмутся, разожмутся,
то зароются в песке. (Дети выполняют движения по тексту.)
Практическая деятельность детей "Рыбки в аквариуме." (оригами)
Итог: Ребята, давайте вспомним для чего нам нужна вода?
Как нужно беречь воду?
Я знаю что некоторые ребята выучили стихи о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром, лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
На этом наше занятие окончено. Капитошка говорит всем спасибо, за вашу активную заинтересованную работу на занятии. Только, вы ребята не забывайте о пользе воды и бережному отношению к ней.
|