«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев Гуляя летом на улице с детьми после дождя, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает – вода? Характеристика проекта
Скачать конспект
Название проекта: «Вода, какая она?» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное». Тип: научно-исследовательский Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Сроки реализации проекта: 14.07.2014 г.- 01.08.2014г. Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проблема: отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы. Цель проекта: расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого. Задачи: учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях; формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, обогащать словарь детей; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. пополнить мини-лабораторию материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др. Ожидаемый результат: при успешной реализации поставленной цели и задач я планировала получить следующие результаты: дети имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.). знают о том, что вода не имеет запаха, цвета, формы; знают, что вода имеет вес, какие предметы тяжелее воды, какие легче воды; имеют представления о том, что в состав воды входит кислород; знают о том, что краска растворяется в воде; знают о том, что вода отстаивается; Ресурсное обеспечение проекта:
Центр «Песок-вода».
Методический инструментарий.
Основные этапы реализация проекта:
Мероприятия:
Цель:
Подготовительный этап - 14.07.2014-21.07.2014 г.
Диагностика «Знания детей о воде»
Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.
Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.
Пополнить центр «Песка-воды» картотекой.
Создание мини – лаборатории (для экспериментов).
Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов.
Основной этап – Тема: «Что такое вода?» 21.07.2014 – 30.07.2014 г.
Игра-эксперимент:
Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.
Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает в трех состояниях.
Игра-эксперимент: «Прозрачность воды»
Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается»
Игра-эксперимент: «Окрашивание воды»
Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)
Игра-эксперимент: «Вода принимает форму»
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Игра-эксперимент: «Температура воды»
Дать понять, что вода бывает разной температуры.
Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе»
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Игра-эксперимент: «Кислород в воде»
Познакомить детей с составом воды.
Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет
Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.
Игра-эксперимент:
«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
Выявить какие предметы тонут в воде, а какие нет.
Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».
Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».
Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».
Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Наблюдения: «Как влияет вода на рост растения».
Выявить зависимость роста растений от воды.
Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?»
Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.
Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе».
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.
Прослушивание и разучивание песен о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.
Загадывание загадок, ребусов, пословиц на тему «Вода».
Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях.
Словесная игра «Подскажи словечко»
Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
Подвижная игра «На болоте»
Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука»
Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Игра малой подвижности «Ручеек»,
Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Игра «Капельки»
Развивать воображение детей, активность в игре.
Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».
Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты.
Рисование напоминающих знаков:
«Не бросай мусор в воду»,
«Не рви водные растения»,
«Не бросай в воду стекло» и т.д.
Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.
Ручной труд.
Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке.
Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца.
Памятка
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Памятка для родителей «Экспериментируем дома»
Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.
Заключительный этап 30.07.2014 - 01.08.2014 г.
Итоговое занятие «Бесценная и всем необходимая вода».
Закрепить знания детей о самом важном компоненте природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта
Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.
Оформление портфолио проекта
Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Вода, какая она?» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.
Составленный план основного этапа проекта «Вода, какая она?», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по теме «Вода». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Во время основного этапа проекта «Вода, какая она?» для родителей была предложена консультация и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды.
Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Таким образом, реализованный проект «Вода, какая она?», в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами.
|