Ирина Шотт. Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»

Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Гуляя летом на улице с детьми после дождя, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает – вода?
Характеристика проекта

Скачать конспект

Название проекта: «Вода, какая она?»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Тип: научно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: 14.07.2014 г.- 01.08.2014г.
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проблема: отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.
Цель проекта: расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях;
формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого;
развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, обогащать словарь детей;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
пополнить мини-лабораторию материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.
Ожидаемый результат: при успешной реализации поставленной цели и задач я планировала получить следующие результаты:
дети имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).
знают о том, что вода не имеет запаха, цвета, формы;
знают, что вода имеет вес, какие предметы тяжелее воды, какие легче воды;
имеют представления о том, что в состав воды входит кислород;
знают о том, что краска растворяется в воде;
знают о том, что вода отстаивается;
Ресурсное обеспечение проекта:

Центр «Песок-вода».

Методический инструментарий.

Основные этапы реализация проекта:

Мероприятия:

Цель:

Подготовительный этап - 14.07.2014-21.07.2014 г.

Диагностика «Знания детей о воде»

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.

Пополнить центр «Песка-воды» картотекой.

Создание мини – лаборатории (для экспериментов).

 

Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов.

Основной этап – Тема: «Что такое вода?» 21.07.2014 – 30.07.2014 г.

Игра-эксперимент:

Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.

 

Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает в трех состояниях.

Игра-эксперимент: «Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается»

Игра-эксперимент: «Окрашивание воды»

Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)

Игра-эксперимент: «Вода принимает форму»

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Игра-эксперимент: «Температура воды»

Дать понять, что вода бывает разной температуры.

Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе»

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Игра-эксперимент: «Кислород в воде»

Познакомить детей с составом воды.

Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет

Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.

Игра-эксперимент:

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

Выявить какие предметы тонут в воде, а какие нет.

Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».

Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».

Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Наблюдения: «Как влияет вода на рост растения».

Выявить зависимость роста растений от воды.

Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?»

Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.

Прослушивание и разучивание песен о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.

Загадывание загадок, ребусов, пословиц на тему «Вода».

Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Подвижная игра «На болоте»

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Караси и щука»

 

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра малой подвижности «Ручеек»,

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Игра «Капельки»

Развивать воображение детей, активность в игре.

Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».

Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты.

Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Не рви водные растения»,

«Не бросай в воду стекло» и т.д.

Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

Ручной труд.

Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке.

Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца.

Памятка

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Заключительный этап 30.07.2014 - 01.08.2014 г.

Итоговое занятие «Бесценная и всем необходимая вода».

Закрепить знания детей о самом важном компоненте природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Оформление портфолио проекта

 

Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Вода, какая она?» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.

Составленный план основного этапа проекта «Вода, какая она?», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по теме «Вода». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Во время основного этапа проекта «Вода, какая она?» для родителей была предложена консультация и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды.

Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, реализованный проект «Вода, какая она?», в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами.

Просмотров: 808
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Заферида Ольга Алексеевна. Сценарий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе по закреплению представлений о свойствах воды «Тонет-плавает»
  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Ильгиза Ахмадиева. Занятие по экспериментированию 'Свойства воды' (о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Павлова Луиза Николаевна. «Волшебница вода» (эксперименты с водой для детей старшей группы)
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Нестеренко Алина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы Тема: ВОДА
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 5-6 лет «Круговорот воды в природе»
  • Полтавчук Тамара Владимировна. Развивающее занятие по познавательному развитию детей для детей 4-5 лет «Вода-помощница»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Коломыльцева Галина Витальевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений «Что мы знаем о воде» (средняя группа)
  • Сафиуллина Чулпан Мубараковна. Занятие с проведением опытов на тему: «Вода в жизни человека»
  • Шипицына Лилия Валерьевна. Проект для детей средней группы «Вода — это жизнь»
  • Пухова Наталья Николаевна. Конспект НОД «Экология для малышей» для детей с нарушением слуха 5 год обучения на тему: «Для чего нужна вода?»
  • Желтая Елена Николаевна. Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности в старшей группе «Вода – источник жизни»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Полубояринова Анна Дмитриевна. Непосредственная образовательная деятельность. Познание (природный мир) «Что мы знаем о воде?»
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Антонкина Н. В. Колмогорова Т. Л. Лесникова О. Ю. Сценарий музыкально-театрализованного представления по мотивам сказки «Огонь, вода и медные трубы» для детей старшего дошкольного возраста
  • Редкозубова Ольга Михайловна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Что мы знаем о воде?»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Габдрафикова Лиля Рашитовна. Занятие по экологическому воспитанию для детей разновозрастной группы. Тема: Лед и вода.
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Биннатова Гунель Асим кызы. Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группе. Тема: «Волшебница вода».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь