Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода" Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Задачи:
Вызвать интерес к поисковой деятельности. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория). Уголок экспериментирования Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Скачать конспект
Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. В уголке экспериментирования необходимо иметь: карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Фронтальные занятия . КВН, развлечения. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?) Беседы по теме «Путешествие капельки». Целевая прогулка. Экскурсия.
В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам): Старший дошкольный возраст:
o систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
o способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
o познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
o развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
o активизировать словарь ребёнка;
o воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
Структура детского экспериментирования
Проблемная ситуация
Целеполагание (что нужно сделать)
Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Подтвердилось
Не подтвердилось
Формулирование выводов
Возникновение новой гипотезы
(как получилось)
Предположений
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)
Игры с водой.
Не бойтесь быть «Плюшкиным».
Цель:
Углублять представление о неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, размышлять, обобщать результаты опытов Развивать наблюдательность, любознательность Воспитывать аккуратность при работе с водой Формировать бережное отношение к воде.
1. Как перелить воду из миски в бутылку и не пролить ни капли?
2. Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем?
Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером.
3. Бросьте в воду ложки:
· Деревянную
· Металлическую
· Пластмассовую
Что произошло с ними?
4. Поэкспериментируйте с самыми разными предметами:
Две резиновые игрушки. В дне одной из них проделайте большую дыру.
Возьмите лоскутки разных тканей (лен, хлопок, шелк, махровую ткань) бросьте их на воду и понаблюдайте.
Опускайте в воду кусочки бумаги и картона различной плотности и смотрите, что и как долго будет намокать. Как легко будет разваливаться у вас в руках мокрая бумага.
Попробуйте, выжимая губку, налить воды в стаканчик.
5. В стаканчики можно налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в них по льдинке. В каком стаканчике льдинка быстрее растает?
6. Один стаканчик со льдом обернуть шарфом, а другой нет. В каком стаканчике лед быстрее растает?
7. Положите в воду немного: меда, варенья, сахара. Размешайте. Как изменилась вода?
8. Соберите емкости разной формы и размера и проделайте в них дырочки. Понаблюдайте, как из них будет выливаться вода.
|