Старокумлякское муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 «Теремок»
Воспитатель: Габдрафикова Л.Р.
Задачи:
- конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют;
- учить бережному отношению к воде;
- формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность;
- активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.
Материал: стаканчики с водой, кубики льда, термос, игрушка Капелька (воздушный шарик), картинки с изображением способов использования воды (6 шт.)
Ход занятия:
Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (6 шт.). Игрушка Капелька (шарик) висит рядом.
Воспитатель (В):
Поудобней садитесь, Не вертитесь, не крутитесь. Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла, Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку), Плачет бедная, грустит, А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли, И все капельки уплыли!» - И сказала я в ответ: «Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем, Мы водичку бережем!» Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку), И у нас в саду осталась.
В: -Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде, почему ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них). Воспитатель кратко подводит итог сказанному (Вывод: вода нужна везде и всем, надо беречь воду и не лить ее попусту и не оставлять без надобности открытые краны).
- Давайте, ребята, расскажем нашей Капельке стихи.
1. Вода везде — вода в стакане И в чайнике, и просто в кране. Когда водички вовсе нет — То и не сваришь ты обед.
2. Не могут рыбы без воды, Я не могу, не можешь ты. Давайте все вместе водичку беречь, И каждую капельку дружно стеречь.
3. Мы помогаем цветы поливать, И листья большие у них протирать. Еще наблюдаем, как лук наш растет, Как через корни водичку он пьет.
Много всего узнаем каждый день, Нам все интересно — учиться не лень!
В: — Молодцы, ребята, спасибо! Вот видишь, Капелька, какие у нас добрые и бережливые дети. А сейчас подойдите, пожалуйста, все к столу.
Проведение опыта:
(Предлагает детям взять в руки по стакану с водой).
В: — Как вы думаете, что в стаканах?
Дети: — Вода.
В: — Давайте попробуем. Да, точно — вода. А какая она по вкусу? (безвкусная, пресная).
- А можно ли ее сделать соленой?
- Как?
- А сладкой?
- Кислой?
- Цветной? (Ответы детей.)
(Разделить детей на подгруппы для проведения опытов: старшие – солят, средние – сластят, младшие – окрашивают, а воспитатель воду кислит соком лимона).
В: — А теперь давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой).
- Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети: — Жидкая.
Физминутка:
Солнце небо греет слабо (руки вверх-вниз) По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у Снежной бабы (руки на пояс – повороты) Побелел морковный нос (руки на поясе – дотрагиваемся до носа)
В речке стала вдруг вода не подвижна (пружинки) Вьюга злится, снег кружится (кружатся) Заметает все кругом белоснежным серебром (имитируют процесс руками)
Воспитатель: — А сейчас попробуйте разгадать загадку.
За окошком снег идёт Очень близок новый год А речушка не течёт Ведь сковал речушку … (лёд)
Воспитатель предлагает подойти к другому столу и каждому взять по кубику льда в руку.
В: — Что происходит со льдом?
- Почему он тает? (Потому что рука теплая).
- Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду.
- Значит, лед — это что? (это – замерзшая вода).
- Правильно, лед — это тоже вода, только твердая и холодная.
Занести снег и дать детям в руки (дети наблюдают за снегом и делают вывод, что снег тоже тает и образуется вода).
- А вот посмотрите — это термос.
- Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)
- Что это?
Дети: — Пар.
В: — Правильно это пар от горячей воды.
- Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их).
- Откуда же здесь взялась вода?
Дети: (Ответы детей.)
- Значит, пар — это тоже вода.
Делаем вывод:
- Вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.
- А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: и в жидкой, и в твердой, и в горячей воде?
Дети: — Да, может.
- Правильно, любое место, где есть вода — дом для нашей Капельки.
|