МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА СТАРОМИНСКАЯ Ст. Староминская 2017г
Участники проекта:
- воспитанник МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко»
- старшей группы Cёрбат Максим Сергеевич.
- Родители: мама — Сербат Дарья Николаевна,
- папа — Сербат Сергей Анатольевич.
- Руководитель: учитель – дефектолог: Кравченко Елена Евгеньевна,
- воспитатели: Аниськина Элина Александровна,
- Донец Наталья Викторовна,
- Бирюк Ирина Алексеевна
Место проведения исследования – городская квартира.
Скачать конспект
Сроки проведения исследования: с 27декабря 2016г. по 18 января 2017г.
Справка о деятельности коллектива.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Площадь морей и океанов – соленая вода на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых – пресная вода. Поэтому соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной. Её объем составляет 97%, но морская соленая вода непригодна для питья, для приготовления пищи, а также для многих технических производств и в сельском хозяйстве.
Запасы пресной воды в мире — около 3% от общего количества воды, в том числе в ледниках, снежниках и полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете — пригоден для питья. Она же используется и для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, стирка, уборка, уход за животными.
Сейчас каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды. И ситуация в мире по мере развития урбанизации, роста населения, увеличения промышленных потребностей в воде и ускорения глобальных изменений климата, ведущих к опустыниванию и снижению водообеспеченности, будет только усугубляться.
По прогнозам, запасы пресной питьевой воды далеко не безграничны, и они уже подходят к концу. Согласно исследованиям, к 2025 году больше половины государств планеты либо ощутят серьёзную нехватку воды, либо почувствуют её недостаток.
Последствия нехватки пресной воды — ухудшение условий жизни и развития заболеваний вплоть до обезвоживания и смерти.
Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения и нерачительного использования.
На основании всего выше сказанного назрел актуальный вопрос рационального использования запасов пресной воды, знание способов очищения.
Одной из составных частей работы дошкольного учреждения — работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Только совместными усилиями, опираясь на семью можно воспитать в детях человечность, т.е. доброту, ее высшее проявление – милосердие, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Наша задача в процессе воспитания – дать установку на правильное социальное и экологически грамотное поведение и сформированность у ребят положительного отношения к такому поведению.
Проблема: низкий уровень осведомленности дошкольников об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
Почему же нас в семье заинтересовал вопрос, что же такое вода, в каких состояниях вода находится в нашей квартире и природе, способы ее очищения, как в доступной форме показать ребенку огромную роль воды в жизни человека, используя ее на практике в домашних условиях, о том, как и почему нужно беречь воду возник сам – собой. В одно прекрасное утро, проснувшись, наш сын Максим столкнулся с такой проблемой — в кране отсутствовала вода. Через некоторое время, не удовлетворив свои потребности водой, купленной отцом в магазине, ребенок просто забросал нас вопросами: «Почему нет воды в кране, откуда она к нам течет, что нужно делать нам, чтобы она вновь потекла из крана?» Как говорится в стихотворении Н. Рыжова:
Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без нее нам не прожить.
Цель: расширение и углубление знаний и представлений ребенка о пресной воде, ее роли в жизни человека, о способах сбережения и очистки пресной воды в своей квартире.
Задачи: 1)Показать неоценимую роль воды в жизни человека.
2) Познакомить ребенка с тремя состояниями воды.
3) Дать представление об использовании воды на практике в домашних условиях.
4) Показать способы бережного отношения к воде.
5) Формировать некоторые обследовательские действия.
6) Развивать познавательный интерес, мыслительные операции, коммуникативные навыки, словарный запас, наблюдательность.
Объект исследования: пресная вода, используемая в квартире.
Методы:
- самостоятельное обдумывание;
- беседа с мамой, папой;
- поиск информации в Интернете, в энциклопедиях;
- практическое исследование мест, из которых льется вода в квартире.
- исследовательская деятельность.
Результаты первоначального исследования:
Работа над проектом началась с модели четырех вопросов: Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать, как это можно сделать?
Перед началом исследовательской работы с Максимом был проведен опросник, который выявил уровень знаний ребенка по данной тематике.
Продолжительность проекта:
3 недели (27. 12. 2016 г. – 18. 012017 г.)
Программа действий
- Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта.
- Поиск информационного материала о воде, как поступает к нам в квартиру, точки
использования пресной воды в квартире, способы повторной очистки воды в домашних условиях, способы сбережения воды в квартиреи т.д.)
3. Модель четырех вопросов:
Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать, как это можно сделать?
4. Проведение исследовательской деятельности:
-Вода. Какая она?
-Состояния воды.
-Точки использования воды в квартире.
-Способы вторичной очистки и сбережения пресной воды в домашних условиях.
Ход исследовательской деятельности.
Вода. Какая она?
Мама предложила налить очищенную воду в стеклянный стакан, она льется небольшой струйкой и заполняет его. Предлагает мне понюхать, попробовать на вкус и посмотреть сквозь воду на свои игрушки.
Вывод: Чистая вода — бесцветная жидкость, не имеет ни вкуса, ни запаха, она прозрачная.
Состояния воды
Три состояния воды у нас в квартире.
Рис. 1 Максим наливает воду для приготовления пищи.
Рис 2. В чайнике кипит вода для чаепития.
Рис 3. Из холодильника мы достали мерзлую воду – кусочки льда.
Вывод: Вода удивительна еще и тем, что существует она на земле в трех состояниях: жидком (рис. 1), газообразном (пар) (рис. 2), твердом (лед) (рис. 3).
Откуда вода попадает к нам в кран?
Из беседы с папой я узнал, как попадает вода к нам в квартиру? В поселке Октябрьском Ленинградского района находятся скважины с пресной водой, из которых вода по огромным трубам с помощью насосов попадает на водораспределительную станцию. Там воду обезвреживают: уничтожают вредные бактерии и микроорганизмы. После очистки вода бежит по трубам к нам в квартиру.
Вывод: Узнав, как вода попадает к нам в квартиру, я сделал вывод, что много сил было потрачено людьми для постройки водопроводов, очистительных станций, какой длинный путь проходит вода, чтобы открыть кран и она полилась.
Использование воды в нашей квартире.
В нашей квартире присутствует 5 точек использования воды. Это мойка, стиральная машина, ванная, туалет, раковина. Вся наша семья расходует воду из этих точек каждый день. С папой проверили соединение труб — оно герметичное, все краны новые и ни одна капля воды, не пропадает в нашей квартире зря. Мы решили выяснить, сколько воды расходуется нами на различные нужды и в течение недели, используя приборы учёта водоснабжения, вели наблюдение за расходом воды в доме. Произвели расчеты расходования воды.
Вывод: Наша семья расходует водопроводную воду умеренно.
Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела.
Я умываюсь. Чищу зубы.
Мою руки. Принимаю душ.
В стирке одежды, белья.
Помогаю маме.
В приготовлении пищи, питье, мойке посуды.
Мою фрукты. Мою посуду
Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме, полив цветов и на другие нужды.
Мою пол. Выполняю влажную убоку.
Поливает цветы. Доливаю воду после чистки аквариума.
Вывод: Возможность пользоваться в любое время водопроводом – великое благо.
Из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр»:
«Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде!» Способы бережного использования воды в квартире.
В нашей семье мы все соблюдаем правила экономии воды:
- Не оставляем кран постоянно включенным при чистке зубов. Стараемся включать его в начале и конце процедуры. Экономия: 15 литров воды в минуту => 757 литров в неделю при четырех членах семьи.
- Папа выключает кран во время бритья. Экономия на одного человека: 380 литров в неделю.
- Время пребывания в душе 5-7 минут. Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме душа.
- Во время приема душа вовсе не оставляем поток воды постоянным. Пользуемся водой в моменты ополаскивания и смывания пены. Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме душа
- Заполняем ванну на 50%. Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме ванны.
- Используем стиральную машинку по возможности при её полной загрузке.
- Не используем свой унитаз как мусорное ведро. Экономия: до 25 литров воды в день.
- На кухне размораживаем продукты не в воде, а оставляем на ночь размораживаться самостоятельно.
- Охлаждаем компот не под струей проточной воды, а ставим в холодильник.
- Плотно закрываем кран.
Девиз нашей семьи: «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!»
Способы очистки воды.
Мы решили проверить чистая ли вода у нас в доме. Налили в прозрачный графин воду из крана оставили её на ночь. Утром на дне не было осадка, вода была чистой. Если вода с осадком или с запахом в домашних условиях её можно очистить с помощью различных фильтров. Пить воду из – под крана нельзя. Ее нужно или кипятить, или пропустить через фильтр.
Наливаю воду в фильтр.
Папа предложил набрать снега и занести в дом отстоять, а потом, с помощью салфетки отделить крупный мусор.
Пропускаю отстоявшуюся воду через фильтр. Весь крупный мусор остался на салфетке.
Вода после очистки – прозрачная и её можно использовать для технических нужд. Например, вымыть обувь.
Анализ результатов, подведение итогов:
После проведённой исследовательской работы с Максимом, был проведен повторный опросник, который выявил, что уровень знаний ребенка по данной тематике значительно вырос.
Выявление уровня знаний
Анализируя проведённую работу в виде диаграммы, мы можем сделать вывод, что уровень знаний по теме «Вода в доме» у Максима вырос на 67%.
Анализ результатов, подведение итогов.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод:
- Необходимо рационально использовать пресную воду в домашних условиях.
- Следить за состоянием исправленности водопровода в квартире.
- Если каждый человек будет экономно расходовать пресную воду, то мы будем меньше терять ее.
Вывод:
В результате проделанной нами работы ребенок осознал неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь он знает, что вода в нашей квартире встречается в трех состояниях и для каких целей идет ее использование. Максимом на практике усвоены способы бережного отношения к воде. Мы понимаем, что сформированные исследовательские действия – маленькая капелька в море жизненного опыта, которое формирует личность. У нашего сына развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится рационально использовать пресную воду.
Наша вода самая удивительная, самая лучшая и является настоящим кладом для человека, Земли! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Все погибнет без пресной воды, поэтому в наших силах, просто, уходя из дома всегда закрывать краны.
Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава, Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода.
Матвиенко И.
Список используемой литературы
- Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе».
- С.Н. Николаева «Юный эколог».
- «Экологические проекты в детском саду»
- Энциклопедия «Живая природа»
- Л. П. Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии.
- Интернет – ресурсы.
Приложение
ПАМЯТКА
«Берегите воду»
- Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов. Старайтесь включать его в начале и конце процедуры. Экономия: 15 литров воды в минуту => 757 литров в неделю при четырех членах семьи.
- Папа выключает кран во время бритья. Экономия на одного человека: 380 литров в неделю.
- Время пребывания в душе 5-7 минут. Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме душа.
- Во время приема душа вовсе не оставляйте поток воды постоянным. Пользуйтесь водой в моменты ополаскивания и смывания пены. Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме душа
- Заполняйте ванну на 50%. Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме ванны.
- Используйте стиральную машинку по возможности при её полной загрузке.
- Не используйте свой унитаз как мусорное ведро. Экономия: до 25 литров воды в день.
- На кухне размораживайте продукты не в воде, а оставляем на ночь размораживаться самостоятельно.
- Охлаждайте компот не под струей проточной воды, а ставьте в холодильник.
- Плотно закрывайте кран.
|