Василевская Татьяна Михайловна г. Сморгонь, Гродненской области
Программное содержание:
- Продолжать формировать представления об отличительных свойствах воды (агрегатные состояния); о том, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду.
- Развивать познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях познавательной деятельности; умения различать и называть свойства воды; умения выполнять отдельные действия по указанию или поручению взрослого.
- Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы.
Оборудование: Глобус, письмо с воздушным шариком от жителей Цветочного города, белые халаты (на каждого ребенка), бейджики с надписью «ученый-исследователь» (на каждого ребенка), тучки из цветного картона (на 1 меньше, чем детей), капельки (для подвижной игры), 10 картинок (для д/и «Вода — это хорошо, вода – это плохо»), магнитная доска, фломастер или маркер, альбомный лист для зарисовки опыта.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой (по 3 на каждого ребенка), бумажные салфетки, воронки, вата, тряпочки, соломка для коктейля, альбомный лист с нарисованными моделями свойств воды (на каждого ребенка), фломастеры (на каждого ребенка) и 1 для воспитателя.
Техническое оснащение: кассета с музыкой (шум дождя, журчание воды).
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений пословиц о воде, беседа с детьми о значении и свойствах воды, отгадывание загадок, проведение отдельных опытов с водой (течет, разливается, не имеет формы, цвета, запаха).
Ход занятия
Вводная часть
Группа оформлена под научную лабораторию. Дети заходят в группу под спокойную музыку (шум дождя, журчание воды).
В.: Проходите мои дорогие, становитесь в кружок. По традиции начнем наше утро с приветствия.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, утро, здравствуй день.
(Дети вместе с воспитателем проговаривают приветствие с соответствующими движениями).
В.: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы создать хорошее настроение, давайте положим свои ладошки друг на дружку и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
В: — Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).
В: — Правильно. Глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
В: — Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).
В: — Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей). А какие цвета вы еще видите? (желтый, зеленый, коричневый). Что обозначено желтым цветом? (пустыни). Коричневым (горы). А зеленым? (равнины, леса).
В.: Давайте поиграем в игру «Вода — не вода»: когда я буду называть природное явления, которые относятся к воде или место, где есть в природе вода – вы будете хлопать в ладоши, а когда не относятся к воде – стоять, молча (ручей, болото, самолет, кукла, озеро, река, конфеты, платье, роса, туман, дождь, снег, море, океан).
Беседа «Кому и зачем нужна вода?»
В: — Давайте подумаем «Кому и зачем нужна вода?» «Человеку: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)».
Делается вывод, что вода нужна и человеку, и животным, и растениям. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше, поэтому ее надо беречь. Загрязненная вода вредна для всего живого.
В: — Ребята, Влад нам подготовил стихотворение, послушайте внимательно, сейчас он его прочитает.
Всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам!
Везде и всегда
Помогает нам вода!
В: — Ребята, а давайте вспомним пословицы, которые мы учили о воде? (Как рыба в воде! Чистая вода — для хвори беда. Вода камень точит).
В: — Ребята, посмотрите, а что это у нас лежит на подоконнике? (В группе находим на подоконнике воздушный шарик, к нему привязано письмо).
В: — Интересно, кто его нам прислал? Да оно же от доктора Пилюлькина из Цветочного города! Любопытно, о чём говорится в этом письме? Ребята, а вам интересно узнать?
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, как ее очистить. С уважением доктор Пилюлькин».
В: — Ребята, я думаю надо помочь жителям Цветочного города. Ведь это очень опасно пить грязную воду. А вы, знаете, в чем заключается опасность? (ответы детей).
В: — Как мы сможем помочь малышам? (отремонтировать водопровод; привезти чистой воды; попробовать самим очистить воду.)
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в лабораторию и постараться самим очистить воду. А кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория — это место, где ученые проводят опыты и эксперименты).
В: — Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись.
В: — Вот мы с вами и в Лаборатории. В лаборатории, ребята, ученые надевают специальную одежду, поэтому и мы с вами сегодня надели белые халаты. А сейчас проходите на свои рабочие места и присаживайтесь. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудование и рассаживаются).
В: — Но прежде, чем начать наш эксперимент, давайте вспомним правила поведения во время опытов.
- Не шуметь.
- Не толкать соседа во время работы.
- Аккуратно работать с оборудованием.
- Ничего не пробовать, если это не разрешено.
- Нюхать аккуратно.
- Правильно, ребята, все вы, верно сказали, но самое главное, вы должны слушать воспитателя, внимательно следить за результатами опыта, аккуратно, ровно сидеть, точно выполнять действия и не перебивать товарищей.
Практическая часть (опытно-экспериментальная)
В.: Ребята, перед тем, как мы с вами попробуем очистить воду, давайте сначала вспомним, какие свойства имеет вода. Посмотрите, у меня на столе стоят два стакана, один с кипяченой водичкой, а второй с молоком. Сейчас я опущу ложку в стакан с молоком, вы ее видите? (нет). А теперь возьму стакан с водой и опущу в него ложку. Вы ее видите? (да). О каком свойстве воды рассказывает этот опыт (вода прозрачная и бесцветная). Сережа, вода имеет цвет? (Нет, вода не имеет цвета). Ульяна, какая вода по цвету? (бесцветная). А теперь понюхайте воду, чем она пахнет (ничем). Значит, какой вывод можно сделать? (вода не имеет запаха). Данила, имеет вода запах (нет, вода не имеет запаха.
- А теперь возьмите соломки для коктейля и попробуйте воду. Какая она на вкус? (безвкусная). Кира вода имеет вкус? (нет, вода не имеет вкуса, она безвкусная).
Гимнастика для глаз.
В: — Давайте подумаем, с помощью чего мы можем очистить воду? (Очистить воду можно с помощью фильтра). А в качестве фильтра мы сегодня возьмём ватку.
В: — Посмотрите: перед вами два стаканчика: один с водой, а второй – пустой. Как вы думаете, какая вода в стаканчике? (грязная)
В: — Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее ватку и начнем пропускать грязную воду.
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: пустые стаканчики, воронки, фильтры, стаканчики с грязной водой, и приступают к очистке.
В: — Посмотрите, что у нас получается. (Вода стала чистой).
В: — А, что стало с нашей ватой? (Он стал грязным).
В: — Ребята, какие выводы мы можем сделать из нашего опыта с грязной водой. (Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
В: — А еще для очистки воды от грязи можно использовать марлю, ткань, салфетку, ватные диски. Опыты с этими фильтрами мы с вами уже проводили. Сегодня я вам покажу еще один фильтр – это активированный уголь, который продается в аптеке. Посмотрите, я беру обычную марлю, слаживаю ее в несколько слоев, а между слоями насыпаю порошок активированного угля. Теперь ложу марлю в воронку и пропускаю грязную воду. Видите, вода становится чистой, а грязь остается на фильтре. Этот опыт вы можете провести дома вместе с вашими родителями.
В: — Ребята делать научные опыты дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем? Тогда вставайте, задвигайте свои стульчики и проходите на ковер.
Подвижная игра «Капельки и тучки»
В: — Ребята, Вы, наверное, немножко устали, давайте отдохнем и поиграем. (На полу разложены тучки, вырезанные из цветного картона (на один меньше, чем детей). Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась). Игра проводится 2-3 раза.
В: — Ребята, мы смогли очистить воду. А как же об этом сообщить малышам из Цветочного города, ведь писать вы ещё не умеете (дети предлагают нарисовать).
(Дети зарисовывают схему очистки воды на доске).
В: — Молодцы! Вы успешно справились с заданием.
В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вода – хорошо, вода — плохо». Видите картинки на столе? Вам нужно разделить их на две группы, когда вода – это хорошо (зеленый флажок) и когда вода – это плохо (красный флажок). Начинаем.
Хорошо: (Вода нужна для питья. Чтобы умыться. Готовить еду. Стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.).
Плохо: (Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома).
В: — Этот рисунок-схему мы пошлём в Цветочный город. Малыши-коротыши очень обрадуются, т.к. с помощью нашей схемы они смогут очистить воду.
В: — А давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем (по схемам дети называют: бесцветная, прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса).
В: — Пора нам возвращаться в свою группу.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.
Итог
В: — Ребята, какое у вас настроение от проделанной работы? (радостное)
-А почему? (сами очистили воду и помогли жителям Цветочного города)
В: — Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня вели себя на занятии, как хорошо и старательно вы проводили опыты. Спасибо вам большое. Мы так много полезного и интересного узнали о воде. На память о нашем занятии позвольте подарить вам маленькие подарки. Но прежде, чем вы их откроите, я хочу узнать понравилось ли вам занятие? Если «да», то возьмите и прикрепите на магнитную доску весёлую капельку, а если «нет», то грустную.
Заместитель заведующего по основной деятельности: Василевская Т.М.
ГУО «Ясли-сад № 13 г. Сморгони»
Список используемой литературы
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с. 2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» — М.: «Скрипторий», 2003.
- Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольников).
|