Программное содержание:
- Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.).
- Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»:
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- общеразвивающие упражнения «Весёлые капельки»;
- несложные сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др.
«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседы о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут), о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Разучивание потешек, прибауток, закличек-обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…».
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Дождик» (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки, дождь), мазков (капельки);
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Аппликацию «Лужи, тучи для весёлых поросят» (обучения приёмам наклеивания заранее вырезанных готовых форм);
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). «Умывальная» муз. Ан. Александрова; для пения «Дождик» р.н. м. обр. Т. Лобачёва;
- музыкально- ритмические игры ( «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной);
- имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – теплого дождика, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества;
- игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо)).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, стихам;
- сюжетные картины по теме «Мы купались в озере»;
- разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;
- книги для рассматривания и детского чтения (Е. Благинина «Дождик», Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «Голуби», К.Чуковский «Мойдодыр» и др.)
- настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
- подготовленные опыты с объектами живой природы (для комнатных растений нужна вода), с водой, песком, снегом;
- материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга-дуга»;
- колокольчики, ленточки, бутылочки с водой разног объема для импровизации под музыку «Звуки воды», «Бежит ручеёк»;
- атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др.
- дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- организовать прогулку к водоему, понаблюдать за природными осадками (дождем, снегом);
- привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость, искупать куклу и др.);
- выучить любую потешку о воде;
- почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии «Игрушки».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание иллюстраций, книг по теме (иллюстрации дождя, речки, моря);
- опыты и поисковые действия, помогающие понять, нужна ли растениям вода;
- игры в центре «Воды и песка» ( «Что плавает, что тонет?», «Теплая и холодная вода»);
- наблюдения и полив посадок луковиц и крупных семян;
- постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей ( «Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.);
- простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.);
- экспериментирование с музыкальными природными звуками.
Гигиенические процедуры:
- обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям ( «Водичка, водичка, умой мое личико…»);
- использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т.п.; мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде);
- игровая ситуация «Кукла умывается»;
- практическое упражнение «Научи Незнайку застёгивать пуговицы»
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды (что нужно сделать, чтобы посуда была чистой?);
- обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой водой.
Прогулка:
- наблюдения за лужами, ручейками, дождем;
- пускание корабликов по ручейкам;
- наблюдения за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание, рассматривать, обследовать, называть);
- игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п. ( «Делаем запруды»);
- подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.;
- упражнения на развитие основных движений;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке. Поддерживать желание помогать взрослым)
Вечер:
- рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;
- чтение стихов (А. Барто серия «Игрушки».), сказок ( «Почему кот моется после еды», «Под грибом» и др.);
- чтение детской природоведческой художественной литературы;
- прослушивание музыкальных произведений и звуков природы ( «Звуки дождя», «Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной);
- игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (маленький дождик, сильный ливень, гром);
- игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице, с водой «Опасно-безопасно»;
- наблюдения и беседы, направленные на исследование неживой природы;
- приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности ( «Капельки». «Тучки», «Радуга»);
- сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» и др.
Вечерняя прогулка:
- игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;
- беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение);
- наблюдения за изменениями в живой и неживой природе ( «Что было, что стало?»);
- наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;
- опыты, эксперименты с водой, песком ( «Лепим колобки», «Печём куличики», «Тонет – не тонет» — эксперименты с разным песком: влажным и сухим);
- игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки);
- подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др.
|