Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Автор: Пастухова Елена Александровна, воспитатель первой категории г.Кумертау 2015 г
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Секреты воды».
Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования.
Цель: развитие познавательной и исследовательской активности.
Образовательные области: Познавательно развитие, социализация, коммуникация.
Задачи:
- познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы, продолжать развивать наблюдательность, внимание
- воспитывать любовь к природе.
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой и молоком, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, прозрачный сосуд, тарелочка, духи, различные по форме сосуды, слайды:
- Ручей
- Река
- Водопад
- Море
- Океан
- Облака
- Ледники
- Грунтовые воды
- Росток
- Тропический лес
- Альбатрос
- Лебеди
- Дельфины
- Медведь
- Люди
Ход занятия.
В.: Доброе утро я вам говорю! Доброе утро, я вас всех люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного, слушать внимательно, ума набираться! Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь!
Д.: Доброе утро!
В.: А вот и ещё одни гость! Только он почему то плачет. (На полу в группе спит замерший медвежонок. Медвежонок просыпается и плачет.)
В.: Медвежонок, что ты плачешь?
М.: Я бежал из леса к вам в детский сад, все вокруг белое и холодное. Я очень замерз. Хотел попить из ручейка, а она стала твердая и скользкая.
В.: Не плачь медвежонок, мы тебе поможем, отогреем и расскажем, что же это такое все «белое и холодное».
В.: Наш медвежонок рано проснулся, а он ведь никогда не видел снег. Давайте расскажем ему. Что такое снег?
Д.: Снег – это замёрзшая вода.
В.: Правильно, ребята, это капельки воды, которые упали из тучки, но замёрзли, пока летели до земли. Мы ведь с вами знаем, что в тучках живет вода. А где ещё можно встретить воду?
Д.: В реке, в море, в озере.
В.: Правильно, это реки, озёра, моря и океаны (слайды с изображением рек, озёр, океанов, морей).
М.: Ой, какое красивое море! Как всё выпью!
В.: Ребята, мишка сможет попить морской воды?
Д.: Нет, морская вода солёная! А пить можно только пресную воду.
М.: Кому нужно так много воды? Рыбкам только что-ли?
В.: Ребята, действительно, кому же нужна вода?
Д.: Человеку, животным, птицам, растениям.
В.: Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животными, и птицам, и человеку (воспитатель демонстрирует соответствующие слайды). Как говорится в народной поговорке, покуда есть вода – всё не беда.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, море, океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром в чайнике шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
В.: Ребята, вы знаете, что вода имеет волшебные свойства – с ней можно играть и проводить разные опыты. Хотите попасть в лабораторию по проведению опытов? Давайте наденем фартучки, как настоящие учёные в лабораториях, и пройдём к нашим столам.
В.: Я предлагаю вам посмотреть в эти мисочки. Что это, узнаёте?
Д.: Это снег!
В.: Медвежонок, как ты думаешь, что со снегом случится, если он немного полежит в группе?
М.: Не знаю!
Д.: Он растает!
В.: Положим в тарелку, в конце занятия посмотрим, что произойдет. А сейчас мы проведем несколько опытов, как настоящие ученые и определим, каким свойствами обладает вода. Я приготовила для вас стаканчики с водой.
Опыты с водой.
В.: Перед вами стоит 2 стаканчика. Что это?
Д.: В одном стакане вода, а в другом молоко.
В.: Верно! Какого цвета молоко?
Д.: Белого!
В.: А вода?
Д.: Бесцветная.
В.: Молодцы! Вода бесцветная. Давайте в эти оба стаканчика положим ложечки. В каком стаканчике видно ложечку?
Д.: в 1 стаканчике, где вода, ложку видно, а 2-ом, где молоко не видно.
В.: Почему?
Д.: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
В.: Молодцы! Вы сделали правильный вывод.
В.: А сейчас попробуйте воду на вкус. Какая она?
Д.: Без вкуса.
В.: Правильно, ребята, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свои чувства, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. А вот морская вода на вкус соленая. ЕЕ человек пить не может.
В.: Ребята, понюхайте воду. Есть ли запах у воды?
Д.: Вода не имеет запаха.
В.: А теперь возьмите ложечку соли и положите в стакан с водой. Что произойдёт если помешать?
Д.: Соль исчезла!
В.: Какой мы сделаем вывод?
Д.: Вода растворила соль.
В.: Именно это свойство мы с вами используем, когда пьём чай с сахаром.
В.: Попробуйте перелить воду из одного стакана в другой. Что делает вода?
Д.: Льётся, она жидкая.
В.: Правильно.
В.: А сейчас перерыв. Мы с вами немного поиграем.
Физминутка «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки Сели на карниз. Шаловливые сосульки посмотрели вниз. Надоело им свисать, Стали капельки бросать. Целый день идёт трезвон: «Кап-кап-кап, дон-дон-дон!».
В.: Ребята, а что такое сосульки? Какие они?
Д.: Твёрдые, холодные. Это замёрзшая вода.
В.: Верно. Лёд – это та же вода, просто в твёрдом состоянии.
В.: Помните, мы оставили с вами снег в тарелочке? Посмотрите на тарелочки. Что с ним случилось?
Д.: Снег растаял!
В.: Правильно, под действием тепла снег превратились в воду, а на холоде вода снова превратится в снег и лед.
В.: Сейчас мы с вами возьмем термос с горячей водой, откроем его и приставим к горлышку термоса, стекло. Мы увидим, как стекло начинает запотевать. Что это?
Д.: Капельки.
В.: Правильно, мы увидим капельки. Это пар, ребята. Как вы думаете, откуда взялись капельки? Запоминайте: если сильный-сильный жар, из водички будет пар! Если пар вдруг охладиться, превратится пар в водицу!
Физкультминутка «Маленькие человечки».
В.: Мы с вами немножко отдохнем. Превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно- они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу, станем плотными кусочками льда.
- А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положение.
- Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются.
И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки.
В.: Вот сколько всего интересного мы сегодня узнали о воде и показали нашему мишке. Мишка, теперь ты знаешь, что такое вода, какими свойствами она обладает, и в каком состоянии бывает?
М.: Да, теперь то я всё понял! Побегу в лес, расскажу маме!
В.: Всего доброго, Мишка! Вот тебе тёплый шарф, чтобы ты не замёрз!
М.: Большое спасибо! А вам я хочу предложить родниковой воды. Пейте и будьте здоровы!
Д.: До свидания, спасибо!
В.: Ребята, вам понравилось быть учеными – исследователя?»
Д.: Да!
В.: Нам пора прощаться. О том, что вы сегодня узнали интересного, не забудьте рассказать родителям по возвращению домой.
|