Цели:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, вкуса, вода растворитель
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
- Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов
- Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа:
- Проведение мини-беседы «Если б не было воды».
- Рассматривание глобуса, карты мира.
- Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации на тему: «Вода»; плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись – дождь, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой, сосуды разной формы, фломастеры, воронка, бумага, вата, бинт, тазик, детали деревянного, пластмассового и металлического конструктора.
Ход НОД:
В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать? Без чего мы, скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Капли влаги на листочках – На траве и на цветочках– Это что за чудеса? По утрам блестит … (роса).
Он идёт, а мы бежим, Он догонит всё равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук! Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать и играть.
I. Игровой практикум: «Мама тучка».
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу:
- Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю, попрыгали, попрыгали (дети прыгают) скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки), встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют, текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, а тут солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька.
В: Как зовут тебя?
Девочка: Меня зовут Капелька.
В: А зачем ты к нам пришла?
Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: В нашей группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капельке, что они делают эти сестрички у нас, и какую пользу приносят.
II. Дети идут по группе и делают остановки.
1. Уголок природы – возле растений.
Д: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята (приклеивает капельку).
2. Мойка в подсобном помещении.
Д: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивает капельку).
3. Игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду (приклеивает капельку).
4. Туалетная комната.
Д: здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо (приклеивает капельку).
5. У стола, где стоит кувшин с водой (приклеивает капельку).
В: Ну вот Капелька, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторим…
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает? Все это выяснить мы попробуем в нашей лаборатории.
III. Основная. Исследование «Волшебная вода».
В: Прежде, чем преступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – эти мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам, на столах стаканы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой).
Исследования:
1. Фильтр (сама)
В: Перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашей бумагой?
Д: Грязная стала.
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой.
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
2. Прозрачность воды.
Опустить в стакан с молоком мелкую ложку и посмотреть видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: вода прозрачная.
3. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса.
Попробовать воду на вкус. Понюхать ее.
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Физкультурная минутка. Пальчиковая игра «Дождик».
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой руки,
На цветы – круговые движения правой рукой,
И на дорожку – обе руки перед собой,
Льется, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы,
Побежали мы домой – бег на месте.
4. Вода растворяет все вещества?
Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
В: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
В: Спрашивает 3 — 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Д: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
В: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Д: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
В: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
5. Имеет ли вода свою форму?
В: Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?
Д: Вода не имеет свою форму.
6. Деревянные и легкие предметы плавают, а железные и тяжелые – тонут.
Воспитатель выставляет модель – плавучесть предметов.
В: Мои юные лаборанты, для этого опыта нам понадобится поочередно опустить в тазик с водой детали пластмассового, деревянного и металлического конструктора и пронаблюдать, что плавает, а что потонуло.
Вывод: Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут.
В: Итог всех экспериментов – Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность.
- нет запаха.
- без вкуса.
- растворяет вещества, но не все.
- не имеет своей формы.
- Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут.
В: Молодцы ребята! Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капелька: Спасибо, ребята! на память о себе я дарю вам волшебную капельку, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (дарит капельку).
Педагог проводит итог:
- Что нового вы узнали?
- Что было сложным? Почему?
- Что было легким? Почему?
- Вам понравилось играть?
- Кто может сказать, как он занимался? Почему?
Камчатная Светлана Николаевна.
МАДОУ Родничок
г. Хабаровск
|