КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г.О. ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЧЕБУРАШКА»
Подготовила воспитатель Желтая Елена Николаевна МБДОУ ЦРР –д/с № 17 «Чебурашка» апреля 2017г.
Цель: Развитие познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности через экспериментирование с водой.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о свойствах воды
- расширить знания детей о назначении воды в нашей жизни
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов
Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- развивать познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь
- активизировать и обогащать словарь детей
Воспитательные:
- воспитывать любознательность
- воспитывать аккуратность при опытах, соблюдение правил техники безопасности
- воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа. Опыты с водой. Беседы о назначении и применении воды: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Почему воду нужно беречь». Наблюдения на прогулке, в природе. Дидактическая игра «Кому нужна вода». Познавательная игра «Где, какая вода бывает». Знакомство с круговоротом воды в природе.
Активизация словаря: экологи, регион, лаборатория, опыт, исследование, прозрачная, поверхностное натяжение воды, фильтровать воду, фильтр, воронка, ватный диск, жидкость, окружающая среда.
Оборудование:
Физическая карта России, иллюстрации о воде, карты-схемы для опытов, оборудование для опыта 1,2, 3 и Опыта «Как очистить воду?», воронки, ватные диски, стакан с грязной водой, пустой стакан, правила поведения в лаборатории салфетки.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята!
- Я рада видеть всех здоровыми, весёлыми!
- Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: — На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
– Правильно, Россия.
- Ребята, мы с вами уже путешествовали по нашей стране, подойдем к карте и вспомним, какую большую территорию занимает наша страна. (Воспитатель показывает территорию страны)
- Посмотрите на карту, какого цвета больше? Почему?
Потому, что на Земле самое главное богатство — это вода. Жизнь есть только там, где есть вода! А вода – это ручейки, реки, озера, моря и океаны.
- Какие цвета есть еще на карте? Что они обозначают? (Зеленый – леса, луга. Желто-коричневый – это горы, пески. Белый – снег, лед)
- Ребята, сегодня я хочу предложить вам организовать игру «Слет юных экологов». Кто такие экологи? Чем они занимаются?
Для игры вы должны выбрать регион нашей страны, от куда вы прибыли и одеть символические галстуки.
- Теперь, мы с вами не просто девочки и мальчики, мы — экологи которые представляют северный, центральный и южный регионы нашей страны.
(Дети присаживаются по командам)
Воспитатель: Дорогие коллеги экологи, сегодня мы с вами обсудим проблему воды в нашей стране. Что вы знаете о воде?
- Вода является основой жизни на Земле. Первостепенная роль воды в жизни всех существ, и человека в том числе, связана с тем, что она фактически является той средой, в которой и протекают все жизненные процессы жизнедеятельности.
-Какие свойства воды вы знаете?
- Сегодня на слете мы наглядно покажем некоторые свойства воды.
(Каждая команда выбирает карточку с опытом и по ней собирают нужное оборудование для проведения этого опыта. Опыт проводит один ребенок)
Опыт 1. Прозрачность воды.
Задача: ознакомить с прозрачностью воды как свойством.
Оборудование: 2 стакана (1-й с водой, 2-й с молоком), картина, мелкие камни)
Нужно положить в стаканы камни. Определить, где видны камни, а где нет. Затем посмотреть сквозь воду и молоко на картину. Определить, сквозь какую жидкость можно увидеть картину.
Результат. В воде видны камни и картинка.
Вывод. Вода прозрачная, так как в ней и через нее видны предметы.
Опыт 2. Вода не имеет формы.
Задача: показать детям отсутствие формы у воды.
Оборудование: емкость для воды различной формы.
Нужно налить воду в разные емкости. Определить, что происходит с водой.
Результат. Вода принимает форму предмета, а на подносе растекается, как лужа.
Вывод. Вода не имеет формы.
Опыт 3. Поверхностное натяжение воды.
Оборудование: неглубокая тарелка, сушеный укроп, вода, жидкость для мытья посуды.
Нужно насыпать немного молотого перца на поверхность воды. Крупинки будут плавать на поверхности сверху. Определить, что происходит если просто капнуть в центр посуды капельку моющего средства.
Результат: когда капнуть в центр посуды капельку моющего средства крупинки перца начинают расплываться к стенкам тарелки.
Вывод: опыт показал, что моющее средство разрушает поверхностное натяжение воды.
Физкультминутка.
Очень всем нужна вода (шагают) Делай раз и делай два (приседания) Звери из ручья попили (наклон вперед) Влево, вправо поклонились
Вместе на носочки встали (подтянулись) Тучку лапками достали (руки вверх) Дождик вдруг полил с утра (руки вверх) За работу нам пора (На выдохе возвращайтесь в исходное положение.)
Воспитатель: — Ребята, представьте если вместо моющего средства будет нефть, которая очень быстро покрывает поверхность воды плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света. Из-за этого погибают рыбы и другие обитатели водоемов.
-Чем опасна грязная вода для растений? (Наблюдение растения пьют воду)
-Чем опасна грязная вода для животных и человека?
- Коллеги, как вы считаете, откуда берется в природе такая грязная вода?
(Дети рассказывают по своим рисункам)
- И так, подошло время перейти к практической части нашего слета. — Как нужно вести себя в лаборатории? Сейчас мы пройдем в нашу лабораторию и проведем исследования: «Как очистить воду?»
Опыт. «Как очистить воду?»
Оборудование: «Речная» вода – мутная, загрязненная мелом, песком, глиной. ватные диски, воронка и стаканчик.
- Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.
Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ватные диски. У вас они лежат на столах. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр. Положим ватный диск в воронку. Налейте в банку смесь воды с песком через приготовленный вами фильтр. Определить, что происходит с водой.
Результат. Фильтр задерживает песчинки.
Вывод. Очистить воду помогает фильтр.
Воспитатель:
- Куда денем воду, с которой мы сегодня экспериментировали?
Водой, которую мы использовали в экспериментах, мы польем растения в группе и на клумбе, потому что она у нас чистая и профильтрованная.
- Юные экологи, сегодня мы с вами научились фильтровать воду в лабораторных условиях. Но этим способом трудно очистить воду в реке или в море. Очистить такую воду можно только с помощью больших специальных фильтров. (Показывает картинки) Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.
- Как нужно относиться к воде? (Дети называют правила поведения на водоемах.)
Дети: Бережно. Нужно закрывать кран, когда вымыл руки. Охранять — не бросать мусор, когда на природе, то помнить правила поведения.
Воспитатель: Какие свойства воды, коллеги, вы сегодня вспомнили и чему научились?
Дети: Вода — это жидкость. Вода не имеет цвета и формы. Вода имеет поверхностное натяжение. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода — одно из самых удивительных веществ на планете, воду надо беречь и охранять. Наш слет подошел к завершению.
Главный вывод (воспитатель вместе с детьми): каждый человек в ответе перед будущим за состояние воды в природе, потому что «Вода — источник жизни». Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, или вовсе погубить, а значит – и жизнь на Земле. Спасибо всем участникам! Берегите окружающую среду!
|