Познавательное занятие «СДЕЛАЕМ ВОДУ ЧИСТОЙ»
Цель: Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.
Воспитатель высшей квалификационной категории Панченко В.А. МБДОУ дет сад №32 г. Таганрога
Скачать конспект
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о значении воды в нашей жизни.
- Познакомить с понятием «фильтр», учить отфильтровывать воду от химических примесей (гуашевой краски)
- Закреплять свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть) и умения обращаться со стеклянной посудой.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, мышление и речь детей.
- Активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, фильтр, отфильтровать.
- Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
Инвентарь для опытов по количеству детей, стаканы с питьевой и подкрашенной водой, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, бумажные фильтры, воронки; зелёнка, марганцовка, стакан с подкрашенной красками водой, чистый стакан, бумажный фильтр для демонстрации, Плюшевый мишка, Глобус
Ход занятия:
Дети входят в группу, встают в полукруг.
Ребята, посмотрите на глобус, что на глобусе обозначается синим цветом? (вода).
Педагог читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, где и какую воду вы сегодня видели?
- Кому она необходима? (ответы детей)
- Для чего нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель ( с игрушкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Мишутку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, он хотел полить огород, набрал воды в банку, а его друг Зайчонок в это время рисовал красками и промыл в банке кисточку, и теперь вода стала цветной и непригодной для полива. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы постараемся ему помочь. Поможем? (Ответы детей). Мишутка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.
- Ребята, Вы хорошо знакомы с водой: купались в море или речке, пускали кораблики. Но давайте приглядимся к ней лучше и вспомним её свойствами, для этого я хочу вас пригласить в лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы детей)
Мы с вами будем работать со стеклянной посудой, какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? (ответы детей).
- Ребята, проходите за столы, занимайте свои рабочие места.
Давайте сначала вспомним, что же такое вода? (Ответы детей).
- Вода-это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
- Да, ребята, вода-это жидкость
Опыт № 1 «Вода – жидкость»
- Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (ответы детей) Совершенно верно. Если бы вода была бы не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана.
А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
- Какие вы ещё можете назвать жидкости?
- Посмотрите, на столе у меня лежит предмет. Что это?
- Какой формы сторона куба?
- Если мы опустим его в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей)
- Нет, в любом месте он остаётся кубом .Форма его не меняется..
Опыт №2. «Вода не имеет формы»
- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Я буду наливать воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её наливали. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт №3 «Вода бесцветная».
На столах у детей стакан с молоком и стакан с водой.
- Какого цвета молоко? (белого).
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
- Ребята, поставьте ложку в стакан с водой.
- Видно её?
- Теперь поставьте ложку в стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Через воду ложка видна, а через молоко нет. Значит, вода – прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной?.
Ребята, сейчас я вам покажу, что вода может изменять свой цвет,
- Хотите убедиться в этом? А ты, Мишутка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили..
Опыт № 4 «Вода безвкусная»
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 5 «Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
- Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует).Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
- А сейчас я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть. Отдохни и ты, Мишутка, с нами.
Физминутка: «Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва. А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
Мишутке поможем, сделаем воду снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (выслушиваются ответы детей)
- Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси(частицы краски). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
- Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?
- Молодцы, ребята! Ну что, Мишутка, теперь ты знаешь, как снова сделать воду чистой?
Мишутка: Да! Только это сразу трудно запомнить.
- А ребята тебе, Мишутка, ещё раз напомнят.
Опыт № 6 «Фильтрация воды»
Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с окрашенной водой)
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Мишутка: Ну. Спасибо, ребята, теперь я много знаю о свойствах воды и о том, как сделать воду чистой!
А сейчас я предлагаю выйти в огород и помочь МИШКЕ полить наш огород.
«-Лей- лей, не жалей, вырастай поскорей»
|