(интегрированное занятие) Васильева С.В. воспитатель «Детский сад № 203 ОАО «РЖД г.Абакан
Тема: Вода и ее значение.
Цель: Уточнить знания детей о воде и ее состояниях.
Задачи:
- Закрепить и расширить представления детей о воде, ее состояниях, роли в жизни человека и живых организмов, о видах воды.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
- Развивать речь, мышление, любознательность.
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге.
- Опыт.
Несколько веточек тополя поставить в разные емкости с чистой водой, подкрашенной, соленой водой и несколько веточек оставить без воды. Выводы использовать на занятии.
Оборудование:
Фотографии изображающие виды воды водоемов; глобус; оборудование для проведения опытов;
Словарная работа:
Мировой океан, исток, устье.
Ход занятия
Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает растение с каплями воды:
- Что вы видите на листочках? (капли воды).
- А если воды не капелька, а больше, что это может быть? (море, река, озеро, родник, болото)
- Вода, в море – какая? (морская).
- Вода, в океане – какая? (океаническая).
- Вода в реках, озерах, родниках, болотах – какая? (речная, озерная, родниковая, болотная вода)
- Чем отличается вода в море и океане, от воды в реке, озере, в роднике? (в море и океане – соленая, а в реке и озере – пресная)
- Вода, которую мы пьем, какая? (питьевая)
- Сегодня мы с вами продолжим путешествовать в мир воды.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел с листочка, который мы рассматривали? (Капелька)
- А что, нам принесла Капелька? (карту путешествия)
- И так отправляемся, в путь, а Капелька будет нам подсказывать дорогу, посмотрите, куда нам нужно идти?
(Проходим к столу с глобусом и макетом для демонстрации образования реки)
- На какой планете мы живем? (на планете Земля)
- Как называются жители планеты Земля? (землянами)
- Правильно, мы называем себя землянами, потому, что наша планета называется Земля и сам человек живет на твердой поверхности. Но если смотреть на нашу планету из космоса, то, прежде всего в глаза бросается обилие на ней голубого цвета. Посмотрите, пожалуйста.
- Что занимает большую часть поверхности планеты? (занимают моря и океаны)
- Лишь немногая часть остается на суше, на которой мы живем. Так что, недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она, кажется из космоса. Все океаны и моря – это один огромный водоем. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан.
- Давайте вместе повторим – Мировой океан.
Океаны и моря – это один громадный водоем, вода все время пересекает из морей в океаны, из океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек.
- Давайте посмотрим, как образуются реки.
(Следующий материал моделируется. На пластине создается гора с извилистыми бороздками. Из кувшина на пластилиновую горку льем воду, и дети наглядно видят, что вода течет под уклоном с возвышенности, наблюдают процесс образования реки. Вода сбегает в поставленную емкость).
- Любая река начинается с ручейка. Начало реки называется истоком.
- Давайте повторим – исток.
Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки, становится все больше и больше. Большинство рек течет к морю. Место, где впадает река в море, называется устьем реки.
- Давайте повторим – устье.
На нашей планете много воды, а что произойдет, если не будет воды?
Значит, нужно, что? (беречь воду)
- Давайте посмотрим на карту, чтобы узнать, куда нам идти дальше? Там мы узнаем, для чего нам нужна вода.
(Переходим к столу, на котором составляем схему «значение Воды»
и рассматриваем результаты опыта с ветками тополя)
- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
- Правильно, вода поит всю Землю. Ее пьют все на свете поля, леса. Без нее не могут жить ни растения, ни звери, ни птицы, ни люди.
- Давайте посмотрим, что произошло с ветками Тополя, которые мы поместили в чистую
подкрашенную, соленую воду и с ветками Тополя, которые остались без воды. (Выводы детей)
- Вот она, какая вода!
- Давайте посмотрим, куда нам идти дальше?
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- Нам пришло время поиграть
- Ребята, я буду – мама Тучка, а вы – мои детки капельки. Нам пора отправляться в путь. (Капельки прыгают, разбегаются, танцуют). Мама Туча подсказывает, что им делать.
- Полетели Капельки на землю. … Поиграем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой речкой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка. Вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
- А теперь, продолжим путешествие, рассмотрим карту, куда идти дальше?
(Проходим к столу, на котором будем знакомить с агрегатными состояниями воды).
- Самое время познакомиться с водой поближе. Давайте выясним с помощью опытов, какой бывает вода.
ОПЫТ 1. «Вода – жидкая, может течь».
- У нас есть два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Посмотрите, я переливаю воду из одного стаканчика в другой.
- льется вода?
- Почему?
- Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
- Значит, какой бывает вода? (жидкой)
ОПЫТ 2. «Лед – твердая вода».
- Посмотрите, что я принесла?
- Правильно это лед. Посмотрим, я подержу кубик в руке, что с ним происходит?
- Лед и снег – это тоже вода.
- Значит, какой еще бывает вода? (твердой)
ОПЫТ 3. «ПАР – это тоже вода».
- Посмотрите, я открою термос, что вы видите? (пар)
- А теперь, я помещу над паром стекло, что вы видите? (образуются капельки воды)
- Значит, что мы можем сказать о паре? (что пар – это тоже вода)
- Давайте посмотрим, может нам еще надо куда-то идти?
- Значит это все, что Капелька хотела рассказать о воде.
- И в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не наесться, не умыться! Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте проверим, кто был самым внимательным?
- Какие водоемы бывают?
- Для чего нужна вода?
- Какой бывает вода?
- Сегодня вы хорошо занимались, были внимательны. Путешествие окончено.
|