Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Проект - «Волшебница - вода»

Проект - «Волшебница - вода»Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна
Воспитатель 1К МБДОУ «Ергачинский детский сад» ст. Ергач

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»   
К. Е. Тимирязев

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность.  Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками,  облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.


В МДОУ «Ергачинский детский сад» в группе «Звездочки»  функционирует кружок «Сказкино», в процессе работы которого апробируется  авторская программа дополнительного образования «От сказки к сказке». В процессе реализации программы у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас при помощи мнемотехники. В соответствии с перспективным планом  по данной программе в декабре дети среднего дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». В результате экспериментирования детьми было выявлено, что лед это твердое вещество, которое плавает, тает и состоит из воды. (Рисунок №1) Совместно с детьми определили, что лед тает от тепла, что в горячей воде тает быстрее и что вода на холоде замерзает, так же определили что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Проведенные игры – эксперименты  позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Волшебница - вода» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.
Во  время рассматривания иллюстраций к сказке дети спросили «А почему лед в проруби белый?». Педагог предложил сверстникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, что потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность дошкольников, взрослый задал детям провокационный вопрос, «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято  решение продолжить проект по расширению знаний детей о свойствах воды, на подготовительном этапе, которого было разработано и проведено диагностирование детей по интересующим вопросам, и выявлено что дети имеют недостаточно знаний о свойствах воды и льда.  Составленный план основного этапа проекта «Волшебница - вода», цели и задачи  проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде и льде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей,  опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки» и «В какой воде живет щука». В  рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и  развитию первых творческих проявлений дошкольников. Результаты  опытов фиксировали в дневнике экспериментов (рисунок 3 и рисунок 6,7). Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода» для родителей была предложена консультация «Неизведанное рядом», и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда.  Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фотофиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми. (рисунок 2, 4)
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
•    Определение темы  и типа проекта.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По содержанию: естественнонаучный.
По числу участников проекта: групповой (10-15 человек, все желающие).
По времени проведения: средней продолжительности (4 недели).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ
По профилю знаний: межпредметный (по двум или более разделам образовательной
программы «Детство»).
По типу объекта проектирования: социальный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
•    Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Цель проекта: Формирование представлений о свойствах воды
Задачи проекта:
>    Активизация творческого мышления детей.
>    Выявление свойств воды.
>    Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
>    Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
>    Познакомить с процессом  растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
>    Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
>    Познакомить с составом воды (кислород).
>    Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее  мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
•    Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.
Вопросы диагностирования детей среднего дошкольного возраста
1.    Имеют представления о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.)
2.    Знание о том, почему лед на реке белый.
3.    Представление о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.
4.    Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород
5.    Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.)
6.    Знания о том, что краска растворяется в  воде.

 

Просмотров: 517
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Заферида Ольга Алексеевна. Сценарий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе по закреплению представлений о свойствах воды «Тонет-плавает»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Захарова Вера Ивановна. Методическая разработка — опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет «Волшебница-вода»
  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Субракова О.А. ,Косточакова Е.С.. Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Как лёд на реке тает?» (в рамках тематической недели «Весна»)
  • Соколова Евгения Анатольевна. Совместная деятельность с детьми с включением здоровьесберегающих технологий по теме: «Вода – волшебница» во 2 младшей группе ДОУ.
  • Павлова Луиза Николаевна. «Волшебница вода» (эксперименты с водой для детей старшей группы)
  • Криворучко Инна Юрьевна. Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебница-вода»
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Волшебница вода»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Ильгиза Ахмадиева. Занятие по экспериментированию 'Свойства воды' (о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ
  • Марина Долбнева. Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке. Тема: «Свойства воды и льда»
  • Кумилина Татьяна Юрьевна. Методическая разработка по развитию поисково-исследовательской деятельности 'Волшебница вода'
  • Ласточкина Ольга Арсентьева. План-конспект познавательного занятия с детьми 5-7 лет. Тема. Волшебница вода
  • Антонкина Н. В. Колмогорова Т. Л. Лесникова О. Ю. Сценарий музыкально-театрализованного представления по мотивам сказки «Огонь, вода и медные трубы» для детей старшего дошкольного возраста
  • Гайнутдинова Ольга Борисовна. Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей в подготовительной к школе группе. 'Сравнение воды и льда'
  • Наталья Хлопушина. Проект 'Волшебница вода'
  • Чайка Алевтина Васильевна. Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Волшебница вода»
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Миндиярова Анна Вячеславовна. Конспект занятия по познавательной деятельности «Волшебница-вода»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Мацкевич Светлана Гавриловна. Экологический проект 'Волшебница вода'
  • Исаева Ирина Юрьевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей подготовительной группе Тема: «Волшебница-вода».
  • Биннатова Гунель Асим кызы. Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группе. Тема: «Волшебница вода».
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Ирина Шотт. Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
  • Ибадулаева Луиза Майиловна. Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ
  • Колосенкова Людмила Александровна. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ»
  • Камешко Екатерина Евгеньевна, Сергеева Елена Анатольевна. Открытое занятие по экспериментированию «Волшебница — вода»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь